Георгий Лямин, генеральный директор компании «Топ-Книга»:
– Каким этот год оказался для вашей компании? Если возможно, подведите предварительные итоги развития компании в 2009 г.
Если быть до конца честным, уходящий год оказался самым сложным на протяжении всей четырнадцатилетней истории компании «Топ-Книга». В нашем случае кризис совпал с прохождением оферты, в результате мы столкнулись с синергией двух в высшей степени неблагоприятных факторов. Как следствие, несколько раз в течение года нам пришлось заниматься корректировкой своих планов.
2009 г. показал, что наши прогнозы по поводу глубины и глобальности воздействия кризиса были чересчур оптимистичными. Признаюсь, будучи весьма сдержанными в прогнозах, мы, как оказалось, все-таки рассматривали тогда рынок сквозь розоватые очки. А он неумолимо падал, и достиг такой глубины, которая поначалу казалась нам запредельной. Срочно пришлось искать выход из трудной ситуации, и он был найден: мы активно занялись вопросами рефинансирования, управления дебиторской задолженностью, сокращением товарного остатка. Тем самым удалось аккумулировать средства, необходимые для полного погашения долга перед держателями облигаций: свои обязательства по оферте мы выполнили исчерпывающе, подтвердив жизнеспособность компании и понимание ею высокой степени ответственности перед рынком. Последнее, на мой взгляд, является важнейшим качеством, которое должно быть присуще его лидерам.
– Произошли ли какие либо кардинальные изменения за этот год? Оказался ли он сложнее или легче 2008 г., когда мировой экономический кризис только стартовал?
Несмотря на то, что рынок упал глубже, чем это нам представлялось на горизонте 2009 г., фатальных экономических потрясений на макроэкономического уровне удалось избежать. Не произошло девальвации рубля, которую предрекали многие эксперты накануне года, называя ее неизбежной и даже необходимой. В целом наша финансовая система выстояла. Но, повторюсь, год был очень сложным, спад экономики очень заметен, выросла безработица. Кризис негативно сказался на поступлении налогов, более того: налоговая нагрузка на компании может еще повыситься.
И поныне ситуация на рынке остается непростой. Во всяком случае, у нас нет пока особых оснований для оптимизма: продолжается процесс незначительного снижения… И все же сегодня уже можно утверждать, это вполне рабочая ситуация — за этот год мы научились действовать в подобных условиях. Кризис не помешал осуществлению многих финансовых планов, их удалось реализовать.
Если говорить о кардинальных изменениях в жизни компании «Топ-Книга», то и здесь ситуация аналогичная: фатальных потрясений удалось избежать. Мы по-прежнему, пусть и в меньшем количестве, но открываем новые магазины, в основном, они под брендом «Лас-Книгас». На нынешнем этапе большое значение компания придает развитию и взаимодействию трех каналов: розницы, опта и интернета.
Кстати, 2009 г. можно по праву назвать годом поступательного развития онлайн-торговли: продажи через интернет не только не упали, а даже выросли. Формируя антикризисную стратегию «Топ-Книги», мы учли этот базовый тренд: одним из основных приоритетов работы нашей компании в 2009 г. было развитие интернет-торговли. В этом году мы открыли второй книжный интернет-магазин — «Bookean.ru».
– Как чувствует себя сегмент рынка, в котором работает ваша компания? Ощущается спад или подъем отрасли?
Книжную отрасль в 2009 г. трясло и лихорадило сильнее многих других. Это было заметно и в издательском секторе, но особенно — в книжной торговле. В 2009 г. российский книжный рынок пережил два крупных банкротства: «Букбери» и «Библиосферы». Значительные трудности были и у нашей компании. Столь существенного снижения оборота, как в первых кварталах года, сейчас уже мы не наблюдаем, вместе с тем не видим пока и традиционного сезонного оживления рынка.
Если судить по результатам работы магазинов «Топ-Книги» – а таковые есть практически во всех регионах страны — наименее пострадали в 2009 г. книжные рынки Москвы и Санкт-Петербурга, где снижение было минимальным. Между тем, по некоторым регионам и в некоторых товарных нишах мы столкнулись с падением на десятки процентов. Сейчас ситуация понемногу, от региона к региону, начинает медленно выправляться — из фазы стагфляции мы движемся к началу стабилизационного периода.
– Каким, по вашим прогнозам будет 2010 г.? Что ждать ритейлерам в этом году? Что ожидает сегмент рынка, в котором работает ваша компания? Какие задачи и планы ставить перед собой ваша компания?
2010 г., к сожалению, еще не будет годом выхода из кризиса. Хочется верить, что он будет годом стабилизации. Тем самым наиболее актуальная на сегодня задача для бизнеса — просто выживать.
У компании «Топ-Книга» существуют планы развития сети по пяти ее основным форматам. Какие-то перспективные и инновационные идеи мы пока отодвигаем на более отдаленный период, 2011-2012 гг.. Сейчас же главное для «Топ-Книги» — сохранить и, если удастся, отчасти приумножить имеющееся, то, чем гордились все последние годы.
В 2010 г. мы планируем восстановить нашу сеть в объеме, соответствующем середине 2008 г. (по числу магазинов), а, если удастся, то и перекрыть эти показатели.
Я убежден, российский книжный рынок должен и будет прирастать новыми магазинами. Хотя бы потому, что книгопроизводство все последние годы росло гораздо быстрее книгораспространительской инфраструктуры. И активное развитие интернет-торговли вряд ли сможет хотя бы отчасти снять напряженность проблемы недоразвитости отечественного сбытового звена. Во всяком случае, как показывает практика зарубежных рынков, и онлайн-торговцы нуждаются в классических книжных магазинах хотя бы для того, чтобы организовать там выдачу заказов. Но не только для этого: книголюбы – люди по природе своей общительные, они нуждаются в контактах с себе подобными, своеобразных дискуссионных площадках. И это не может заменить в полной мере никакая социальная сеть.
Посмотрите, с какой настойчивостью Amazon стремится сегодня занять магазины, доселе принадлежавшие объявившей себя неплатежеспособной сети Borders UK. И это неслучайно, мировой лидер интернет-торговли понимает: классические книжные магазины помогут ему привлечь еще больше клиентов. Вот он где, плавный эволюционный переход, синергия классического и нового.
Возвращаясь к отечественной реальности: я убежден, новые места для книжных магазинов у нас, к счастью, есть. Они – в пока еще не освоенных городах, в новых торговых центрах, да и по иным направлениям, если активно поискать, всегда можно найти. Там существует спрос, и он ждет мужественных книготорговцев. Что это означает? – только одно: и в ближайшие 10 лет книжный рынок совершенно точно сохранит свою сегодняшнюю актуальность.