Фабрис Гринда, известный предприниматель и инвестор, рассказал Retailer.RU о своих российских проектах, особенностях инвестирования в E-commerce развивающихся стран, а также о том, как вступление в ВТО поможет России решить проблему неразвитой логистики и электронных платежей.

Retailer.RU: В своем блоге Вы пишете о том, что Россия и Бразилия — самые перспективные страны с точки зрения инвестиций в интернет-торговлю. Почему вас привлекают именно эти рынки? Почему Вы не вкладываете, к примеру, в другие страны БРИК или СНГ?

Фабрис Гринда: Россия уже стала самым большим государством в Европе по интернет-популяции. Сейчас количество российских интернет-пользователей оценивается в 60 млн, и потенциально их количество может достичь 140 млн. Российский рынок электронной коммерции и так довольно велик — 13 млн россиян совершают в интернете покупки на сумму $10 млрд в год, но он еще продолжает расти и обладает высоким потенциалом. То же самое можно сказать и о рынке Бразилии.

При этом российский и бразильский рынки интернет-торговли более развиты, чем в других странах СНГ. На них проще работать, чем в Китае, где тяжело конкурировать с местными игроками. Что касается Индии, там онлайн-торговля тоже растет очень быстро, но ее объемы по-прежнему незначительны. Индийские стартапы требуют очень больших объемов инвестиций, что делает этот рынок сложным для частных инвесторов.

Конечно, на российском рынке есть много проблем. Например, логистика и электронные платежи по-прежнему сложнее и дороже в России, нежели в западных странах. Кроме того, поставщики не могут ориентироваться в собственных запасах и, как результат, не способны заполнять обязательства по поставкам. Поэтому российские стартапы в области интернет-торговли требуют значительных инвестиций, что делает бизнес более капиталоемким.

— Как, по-вашему, скажется на рыке электронной коммерции вступление России в ВТО?

— Мы надеемся, что с вступлением России в ВТО усилится уровень конкуренции, и это будет способствовать улучшению логистической инфраструктуры и платежных систем, а поставщики станут более «продвинутыми».

— Могут ли на российском рынке появиться уникальные бизнес-модели или развивающиеся страны способны лишь копировать бизнес-модели, успешные в Европе и США?

— Тезис о том, что, бизнес-модели, которые успешны в США, работают и в России, подтверждают Ozon, KupiVip и разнообразные сервисы групповых покупок. Однако надо отметить, что эти проекты не являются стопроцентными копиями своих зарубежных прототипов. Компании типа Wikimart и Mallstreet каждый на свой манер творчески адаптируют традиционную интернет-модель под особенности российского рынка. Они нечто большее, чем «печенье из формочки» или калька с западных проектов. Об этом говорит успех Parallels (поставщик решений для облачных вычислений — прим. ред.) и Zeptolab (создатель игр для мобильных устройств — прим.ред.). Обе компании являются уважаемыми игроками в своем сегменте.

— Максим Фалдин, основатель Wikimart, рассказывал, что Вы приняли решение инвестировать в его проект всего за несколько часов. Расскажите, как Вы оцениваете перспективы стартапов?

— У меня и моих партнеров есть несколько простых правил, которых мы придерживаемся при принятии решения. Во-первых, команда должна быть хорошей. Она должны четко представлять, что делает. Сегмент рынка, в котором они работают, должен иметь хорошие перспективы роста. Нам должен нравиться продукт, который они создают, и условия инвестирования должны быть разумными. Мы не вкладываем деньги в проекты, если сайт не жизнеспособен, экономика проекта не просчитана, инвестиций требуется слишком много или мы не считаем, что команда в состоянии построить большую компанию.

— Вы называете Вашу стратегию инвестирования «spray and pray» («распределяй и молись» – прим. ред.). Согласно Вашей статье Learnings of a SuperAngel («Рекомендации супер-бизнес-ангела»), Вы вкладываете в проект не более $2 млн на самом начальном этапе (in seed) и не более $15 млн на первом этапе привлечения венчурного капитала. Как Вы определяете точный объем инвестиций?

—  Мы обычно вносим $50 000 — 250 000, если кроме нас в компанию вкладывает средства кто-то еще, и $500 000 -$1 млн, если мы являемся единственным инвестором. Мы не принимаем участия в проектах, которые требуют более $2 млн на начальном этапе и более $15 млн в первом раунде инвестиций. Наши средние вложения находятся в пределах $75 000. Точный объем зависит от привлекательности условий и от того, насколько мы очарованы идей проекта и его командой.

— Назовите Ваши самые успешные проекты. Сколько в пересчете на процент годовых Вы заработали на каждом из них? Различаются ли условия выхода из Ваших российских проектов и проектов в других странах?

— Условия выхода мы не раскрываем. Я могу лишь сказать, что наиболее успешными для меня были Viajanet, бразильский сайт путешествий, Dineromail, платежная система в Латинской Америке, Millemercis, французская компания, которая занимается интернет-маркетингом, Zingy, которая занимается созданием мобильного медийного контента в США, а также Labpixies, производитель онлайновых и мобильных игр  в Израиле.

— Что Вы думаете о менталитете российских бизнес-ангелов? Знакомы ли Вы с кем-то из частных инвесторов, кто вкладывает в интернет-стартапы? Совпадает ли их стратегия инвестиций с Вашей?

— Мы встречались и работали совместно с рядом бизнес-ангелов из Восточной Европы. Это трудно как-то обобщить, но большинство из них следуют совершенно иным критериям. К примеру, они не ограничивают себя только b2c проектами и интернетом, как это делаем мы.

— Поступали ли Вам предложения от других российских стратап-проектов?

— Сейчас мы работаем с четырьмя российскими компаниями. Это интернет-площадка Wikimart, онлайн-гипермаркет Mallstreet, система бронирования отелей Oktogo и сервис по продаже отдыха со скидкой Hipclub. Надо сказать, что мы просмотрели десятки интернет-проектов в России и отклонили большинство из них. В этом нет ничего необычного. Как правило, мы инвестируем в один проект из 20 предложенных.

— Ваш сервис частных объявлений OLX работает в России с 2007 г. Довольны ли Вы его развитием? Ощущаете ли конкуренцию со стороны местных игроков, к примеру «Из рук в руки» или Avito?

— OLX продолжил расти неплохими темпами, и это несмотря на конкуренцию со стороны компании Avito, которая является лидером в данной категории. Мы не инвестируем в наш проект в России также много средств, как конкуренты, но надеемся, что наши затраты на контроль качества и простоту пользования свободными сервисами – а мы намереваемся всегда оставаться бесплатными – сделают нашу модель успешной на российском рынке.

— Wikimart был создан как интернет-площадка, однако в конце 2011 г. начал самостоятельно продавать товары. Это был вынужденный шаг или это предусматривалось изначальной концепцией? По-вашему, это говорит о слабости бизнес-модели или, напротив, о ее силе?

— Wikimart с момента своего основания вырос чрезвычайно. Чтобы перейти на следующий уровень, компания ощутила необходимость как-то реагировать на проблемы плохой логистики, платежей и поставок. Я отдаю должное способности Макса и Камиля (Максим Фалдин и Камиль Курмакаев, основатели Wikimar, — прим. ред.) адаптироваться к вызовам таким образом, чтобы сильнее ускорить рост бизнеса.

— Планируете ли Вы инвестировать еще в какие-то российские проекты в этом году?

— Возможно, мы инвестируем в несколько компаний в России в этом году. Мы постоянно получаем и оцениваем множество проектов и восхищены темпами роста предпринимательской активности в России в последние несколько лет.

Биография

Фабрис Гринда (Fabrice Grinda) – предприниматель, инвестор. Родился во Франции в 1975 г. Живет в Нью-Йорке. Мировую известность получил как основатель Zingy (производитель игр для социальных сетей и мобильных устройств, в 2004 г. продана японской For-Side.com за $80 млн) и OLX (сервис бесплатных частных объявлений, работает в 91 стране мира). Фабрис Гринда является бизнес-ангелом (частным инвестором), специализирующимся на интернет-проектах на развивающихся рынках. На своем сайте Musings of an entrepreneur («Размышления предпринимателя») также характеризует себя как «студент и любовник жизни, амбициозный человек эпохи Ренессанса», а также утверждает, что с него «списан» герой популярного сериала «Теория большого взрыва» Шелдон Купер.

 

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments