Петербуржцы ставят рекорды по количеству покупок в иностранных интернет–магазинах. В I квартале они получили рекордное число посылок — 1,9 млн штук. Российские ретейлеры бьют тревогу и требуют ограничить деятельность конкурентов.

В I квартале 2017 года автоматизированный сортировочный центр в Петербурге обработал 1,9 млн входящих посылок и бандеролей из–за рубежа, что на 88% больше, чем за I квартал 2016–го (992 578 посылок), сообщает "Почта России". Это рекорд, подчеркивают в госкомпании. По темпам прироста Петербург существенно опережает всю Россию. Так, в I квартале 2017 года в целом по стране поток международных почтовых отправлений в адрес российских получателей вырос на 50,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — почта обработала более 70,6 млн посылок и бандеролей с товарными вложениями.

Большинство трафика составляют почтовые отправления из Китая, говорят в "Почте России", а рост их количества связан в первую очередь с возросшим объемом покупок на международных интернет–площадках.

Слишком хорошая почта

Интернет–магазины других стран — AliExpress и JD.com — давно пользуются популярностью у российских покупателей. Оборот трансграничной торговли по итогам 2016 года составил 301,8 млрд рублей, за последние 6 лет он вырос в 14,5 раза, указывают в АКИТ (Ассоциация компаний интернет–торговли, в которую входят "М.видео", "Эльдорадо", "Детский мир"). Чаще всего на зарубежных онлайн–площадках россияне покупают бытовую технику и электронику, одежду, обувь, автоаксессуары, косметику и товары для дома — все то, что можно отправить почтой. В последнее время существенно рос спрос на товары для детей: игрушки, одежду и обувь. Так, 33,98% электроники и бытовой техники и 16,61% одежды, купленной петербуржцами онлайн, — это покупки в зарубежных магазинах.

Основное преимущество китайских онлайн–площадок (на них приходится 90% всех заказов) — цена, которая до скачка курса валют могла отличаться на порядок и до сих пор остается низкой по сравнению с ценами в российских магазинах. Также покупателей привлекает огромный ассортимент.

Традиционными недостатками зарубежных интернет–магазинов до недавнего времени были сроки доставки (ожидание порой растягивалось на месяцы) и лотерея с качеством и исполнением заказа. Однако покупатели быстро освоились в интернет–пространстве, проблему качества решает работа с проверенными продавцами, готовыми возвращать деньги за потерянный в пути товар. А "Почта России" наладила работу доставки, чем, как выяснилось, оказала медвежью услугу российским ретейлерам.

"Мы очень рады, что "Почта России" становится самым главным логистом на российском рынке, — говорит Алексей Федоров, президент АКИТ. — Но, к сожалению, улучшение ее работы — это удар по российскому ретейлу, потому что именно почта является основным перевозчиком кроссбордерных товаров и проводником офшорной интернет–торговли в стране".

Кстати, именно удачное транспортное положение Петербурга называют причиной его рекордов. "Чем больше регион, тем проще выстроить быструю логистику, поэтому по Петербургу такая выдающаяся динамика", — отмечают в сети магазинов ZENDEN.

Апокалипсис близко

Из–за стремительного развития транграничной торговли российские онлайн– и офлайн–магазины рискуют потерять рынок. Уже сейчас треть рынка онлайн–торговли занимают иностранные магазины. По данным АКИТ, в 2016 году объем петербургского рынка онлайн–торговли составил 65,5 млрд рублей, а трансграничной интернет–торговли — 33,2 млрд рублей. К 2020 году ее доля превысит 50%, ожидают в АКИТ.

Дело в том, что российские компании находятся в невыгодном положении по сравнению с конкурентами из–за рубежа: ставка НДС в нашей стране составляет 18%, с импортных товаров взимаются таможенные пошлины, также они обязаны пройти сертификацию.

С такой нагрузкой конкурировать по цене, даже с учетом роста курса валют, непросто. Ведь в Россию можно беспошлинно отправить товар стоимостью до 1 тыс. евро, или до 31 кг, в месяц. А это почти 100% всех посылок, которые получают россияне из китайских интернет–магазинов. Российские онлайн–ретейлеры на снижении этого порога. Однако в конце прошлого года вице–премьер Аркадий Дворкович говорил, что снижение планки беспошлинной торговли невозможно, пока не налажена система платежей.

"Отсутствие равных конкурентных условий негативно сказывается не только на крупном ретейле, но и на бизнесе небольших интернет–магазинов, которые работают в соответствии с действующим законодательством", — комментируют в пресс–службе "Связного".

"Пройдет еще 2 года, и от российской интернет–торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары, а для Китая Россия станет рынком для беспошлинной торговли на нашей территории", — дает апокалиптичный прогноз Алексей Федоров.

Налог или пошлина

Еще один способ поставить отечественных и иностранных ретейлеров в одинаковые условия — заставить зарубежные магазины платить НДС. АКИТ подготовила проект закона, согласно которому ставка налога для таких торговцев составит 15,25%, а мерой наказания в случае неуплаты будет блокировка сайта онлайн–магазина в России. В случае принятия законопроекта уже в этом году бюджет России пополнится на 64 млрд рублей, а годом позже — на 86 млрд рублей, оценивают специалисты АКИТ.

В AliExpress и JD.com на запрос "ДП" не смогли ответить. Однако ранее Марк Завадский, директор по развитию AliExpress в России и СНГ, в интервью "Секрету фирмы" говорил, что консенсуса по вопросу пошлин нет даже среди регуляторов. В то же время компания соблюдает и будет соблюдать все требования, которые принимают в России, подчеркнул он.

"Сегодня мы видим одновременно два взаимоисключающих тренда. Все властные структуры заметили, что существует интернет–торговля, и пытаются вывести ее серую часть в белое поле. Одновременно государство ничего не хочет делать для того, чтобы ее защитить", — говорит Алексей Федоров. По его мнению, под защитой как раз офшорные кроссбордерные магазины, которые ввозят в Россию товар без налогов и пошлин.

В то же время не стоит забывать о том, что ограничения ударят по ключевым зарубежным игрокам онлайн–ретейла — Alibaba, JD.com, Amazon и другим связанным с ними бизнесам. С большой долей вероятности возникшие издержки иностранные интернет–торговцы переложат на плечи потребителей. Не случайно идея о введении пошлин вызывает волну возмущения потребителей.

Мария Евневич, член совета директоров "Максидома": "Сейчас получается, что иностранные интернет–магазины имеют возможность продавать товары российским покупателям, не уплачивая таможенные пошлины и НДС. А российские интернет–магазины на те же товары и пошлины, и НДС платят. Я полагаю, что с точки зрения улучшения инвестиционного климата было бы правильно поставить компании, инвестирующие в строительство торговых центров в России, получающие здесь прибыль и платящие налоги, в хотя бы равные условия с теми, кто в Россию не инвестирует, в России не работает и налоги здесь не платит".

Илья Адамский, директор управления интернет–коммерции "Евросети": "За последние 2 года российский сегмент e–commerce вырос незначительно по сравнению с китайскими интернет–магазинами, которые растут ежегодно на 80–100%. Понятно, что доля зарубежных интернет–магазинов увеличивается за счет отечественных игроков. Говоря о "Евросети", мы не замечаем оттока клиентов. Чаще всего на зарубежных сайтах заказывают недорогие вещи, например аксессуары для гаджетов. В выручке "Евросети" в онлайне они занимают не такую большую долю, чтобы мы почувствовали какое–то давление".

Андрей Павлов, основатель сети магазинов ZENDEN: "Мы чувствуем конкуренцию с иностранными интернет–магазинами. Это чума, которая надвигается на Россию. Транснациональная беспошлинная интернет–торговля бьет по всем секторам: производство, торговля, девелопмент. Если ситуацию не исправить, бюджет РФ ощутит на себе последствия в полной мере. Пока государство не предпримет защитные меры, объем посылок год от года будет увеличиваться. По обуви еще ситуация не критична, но скоро эта лавина и до нее дойдет. Иностранные интернет–магазины выигрывают по цене и выбору".

Николай Дадиани, директор по метапродукту "Доски и плейсы" компании "Юлмарт": "Мощное присутствие иностранных игроков на отечественном рынке с более широким ассортиментом и низкими ценами — уже реальность. Но крупным российским игрокам есть что предложить зарубежным партнерам в рамках сотрудничества. Это и электронные витрины для размещения товаров, и логистические услуги. Но в первую очередь понимание российского клиента, его потребностей и желаний. При этом важно, чтобы работу всех игроков рынка регулировали единые механизмы, закрепленные на законодательном уровне".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments