Для успешного развития на российском рынке американской интернет-компании eBay предстоит обеспечить удобство оплаты и доставки товаров. А также повысить доверие клиентов: покупать товары через зарубежный интернет-аукцион среднему российскому покупателю еще в диковинку.

Один мой знакомый искал фару для редкой модели Toyota. На аукционе eBay он быстро нашел нужную запчасть, которая даже с учетом стоимости доставки из США обошлась ему вдвое дешевле, чем если бы он приобретал ее в России. Благодаря таким примерам наш покупатель начинает понимать, что иногда купить нужную вещь выгоднее за рубежом — через интернет.

Быть ближе к российским клиентам стремятся и мировые гиганты интернет-торговли. Так, крупнейший мировой интернет-аукцион eBay недавно объявил об открытии в Москве своего представительства. «Россия входит в число приоритетных для eBay рынков. Российский сегмент электронной торговли один из самых динамично развивающихся в мире, и мы считаем, что сейчас для eBay самое подходящее время развивать свое присутствие в России», — заявил на пресс-конференции на прошлой неделе новый директор московского офиса eBay Владимир Долгов — известный в России менеджер, который в свое время возглавлял компанию Ozon.ru, а с 2005 года руководил представительством Google в России.

Рынок на подъеме

Действительно, общие показатели развития электронной коммерции в России не могут не воодушевлять зарубежных интернет-продавцов. Согласно данным исследовательской компании Data Insight, в этом году рынок электронной торговли в России составит 410 млрд рублей, что примерно на треть больше, чем в 2011-м. Прогнозируется, что в следующем году рынок вырастет еще минимум на четверть, превысив 500 млрд рублей (см. график).

Чаще всего, по данным Data Insight, в России через интернет покупают бытовую технику и электронику (45% рынка), далее идут одежда и обувь (13%), автозапчасти (10%), товары для дома и мебель (6%). Что касается участников российского рынка электронной коммерции, то он сильно фрагментирован: присутствует много мелких игроков, а доля каждого из крупнейших (таких, как Ozon.ru, Enter, E5.ru и др.) не превышает 5%.

Многие игроки говорят о существенном приросте продаж. Например, ресурс Euroset.ru заявляет, что за первое полугодие этого года его объемы увеличились на 200%, Svyaznoi.ru — на 130%, а Mvideo.ru и Ozon.ru — соответственно на 71 и 40%. О стремительном расширении круга покупателей в России говорит и eBay. По словам Владимира Долгова, активных пользователей аукциона в 2012 году в России стало больше на 82% (при этом eBay не раскрывает абсолютную цифру российских участников аукциона). Другие показатели растущей популярности международного интернет-аукциона — число скачанных приложений eBay для iPhone: их в России за этот год скачали более 200 тыс. человек: это пятый показатель в Европе и восьмой в мире.

Уникальный сервис для России

В мировом масштабе eBay — самый крупный интернет-аукцион, его оборот в прошлом году превысил 11 млрд долларов. Приобретать товары через eBay можно в любой точке мира, согласно официальным данным компании, 51% покупок приходится на США, 13% — на Китай, 8% — на Великобританию и по 6% — на Германию и на Гонконг.

Для нашей страны eBay — уникальный ресурс. «По сути, у нас здесь нет прямых конкурентов, — говорит Владимир Долгов. — Мы — единственный сервис, который в формате аукциона предлагает товар от частных продавцов из-за рубежа. Другие похожие ресурсы, например аукцион Молоток.Ру, продают товары, уже находящиеся в России».

Действительно, особенность продаж на eBay — это так называемый формат с2с (customer-to-customer, «клиент — клиенту»), когда через сайт частный продавец находит частного покупателя. В основном торговля идет в формате онлайн-аукциона: продавец называет начальную стоимость вещи и указывает срок, в течение которого эта стоимость может быть изменена участниками торгов. Тот, кто до конца торгов предложит более высокую цену, считается покупателем товара. Лоты можно выставлять и по фиксированной цене. В таком формате предлагают свои товары не только частные лица, но и компании, то есть в данном случае практикуется формат b2c (business-to-customer, «бизнес — клиенту»).

В отличие от других интернет-сервисов, где частные лица продают свой товар (например, российских «Авито» или «Из рук в руки»), eBay не только помогает найти продавца и покупателя — он участвует в перечислении денег и оформлении доставки товара. Важное конкурентное преимущество eBay в том, что он берет на себя гарантии как по оплате товара, так и по его доставке. «На eBay действует так называемая программа защиты клиентов, — объясняет Владимир Долгов. — В рамках этой программы у eBay есть подобие страхового фонда, из которого компания готова возместить полную стоимость приобретенного на ресурсе товара, скажем, в случае, если продавец обманул и решил не отправлять вещь после получения денег или же товар пропал либо был поврежден при пересылке».

Для российских покупателей eBay действительно может быть очень привлекательной торговой площадкой. Не секрет, что у нас цены на некоторые товары существенно выше, чем, например, в США. Так, искушенные в интернет-аукционах родители говорят, что через eBay детскую одежду можно купить на 50% дешевле. Существенную экономию сулит приобретение через eBay бытовой техники, модных электронных гаджетов, автозапчастей, некоторых спортивных товаров. «На eBay выбор товаров гораздо больше, чем в российских розничных магазинах. Особенно это касается специфической и редкой продукции, которую, как считают российские ритейлеры, завозить невыгодно, — продолжает Владимир Долгов. — Например, если человек хочет купить особенный объектив для редкого фотоаппарата, его ждут большие трудности. На eBay же он может быстро найти такой особенный товар, причем по доступной цене».

Проблемы оплаты и доставки

Активность eBay в России стала заметна весной 2010 года — тогда запустили русскоязычную версию сайта. Потом компания начала задумываться над тем, чтобы открыть свое представительство в России, и, как утверждают наблюдатели, около года у нее ушло на то, чтобы найти главу представительства. Две основные проблемы, которые новому представительству eBay предстоит решить, — это оплата приобретаемых на аукционе товаров и их доставка.

Дело в том, что на eBay можно расплатиться только с помощью международной платежной системы PayPal. Для российских граждан эта система, по сути, действует в одном направлении: с ее помощью они могут оплачивать приобретаемые товары. А вот получать деньги за товар через PayPal очень непросто: платежная система может перечислить средства только на счет в американском банке. Чтобы оформить такой перевод, придется преодолеть множество формальностей, с которыми не всякий покупатель захочет связываться.

Впрочем, отправить деньги через PayPal тоже не так просто. «Я лично пробовал пользоваться PayPal и покупать товары на eBay и не могу сказать, что с первого раза здесь легко во всем разобраться, — говорит Федор Вирин, глава исследовательского агентства Data Insight. — Начать с того, что все оформление платежей происходит на английском языке. И в первый раз нужно потратить час-два, чтобы завести со своей кредитной карточки деньги в PayPal и правильно все оформить, разобравшись в англоязычных финансовых терминах. Так что, конечно, если eBay хочет развиваться в России, компании нужно сделать более простой и понятной систему оплаты».

Второй важный момент — это доставка. Не секрет, что российские покупатели товаров за рубежом, в том числе через eBay, часто жалуются, что срок доставки, например «Почтой России», порой растягивается на несколько месяцев, в то время как в США почтовые службы доставляют купленный через интернет продукт за несколько рабочих дней. Напомним, из-за «почтовых скандалов» многие зарубежные интернет-продавцы, в том числе на eBay, в последнее время отказываются посылать товары в Россию. Не случайно в рунете существует много успешных сервисов (например, Bay.ru), выступающих посредниками между российским покупателем и тем же eBay и другими зарубежными интернет-ресурсами. Они предоставляют более удобную и понятную форму оплаты (например, напрямую с помощью банковской карточки), а также гарантированные способы доставки.

Руководство российского представительства eBay обещает, что будет работать над устранением проблем как с оплатой, так и с логистикой. Правда, по заявлению Владимира Долгова, в России eBay не собирается отказываться от PayPal как от единственного формата оплаты. Однако в ближайшее время российский офис eBay постарается «повернуть эту платежную систему лицом к российскому покупателю», сделав ее более понятной и удобной. Также eBay ведет поиски логистического партнера — почтовой компании. Вполне возможно, независимой структуры, которая будет гарантированно отвечать за сроки и качество доставки.

Одновременно участники рынка указывают на то, что eBay в России нужно вести «просветительскую» работу, объясняя, как и почему выгодно покупать на интернет-аукционах. «В нашей стране даже потребители, совершающие покупки в интернете, не очень понимают схему функционирования интернет-аукционов, — говорит Сергей Румянцев, генеральный директор одной из крупнейших в России интернет-компаний Enter. — Поэтому eBaу, впрочем, как и любому онлайн-ритейлеру, пришедшему сейчас в Россию, придется развивать как рынок, так и потребителя. По сути, рынок онлайн-торговли сегодня во многом напоминает рынок офлайна двадцатилетней давности. В свое время на российской почве не смогли прижиться такие мировые гиганты ритейла, как, например, Carrefour и Walmart. А успех таких зарубежных компаний, как Metro и Auchan обусловлен тем, что они смогли понять российскую специфику и приспособиться к ней».      

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar