В случае дальнейшего падения доходов россияне лишь минимально сократят траты на еду. Экономия на продуктах достигла дна, признают аналитики.

Экономить некуда

Покупатели не готовы значительно сокращать свои траты на продукты, даже если их финансовое положение продолжит ухудшаться. Расходы на еду снизятся только на 5% — значительно меньше, чем на другие статьи, говорится в исследовании UBS Evidence Lab "Что думают покупатели о российских продуктовых ретейлерах", в ходе которого были опрошены 1 тыс. россиян.

Например, при неблагоприятной ситуации потребители готовы урезать бюджет на ремонт дома и покупку бытовой техники более чем на 60%, на отпуск и путешествия — более чем на 70%, а на развлечения и походы в кафе и рестораны — на 80%.

Вместе с тем при улучшении ситуации расходы потребителей на еду увеличатся на 32%, тогда как на отдых, ремонт и рестораны — на 40, 37 и 19% соответственно, следует из исследования.

Тяжелый год

С экономической точки зрения 2016 год оказался для россиян скорее негативным. О продолжавшемся снижении покупательной способности по итогам года РБК сообщали менеджеры всех крупнейших ретейлеров — "Магнит", X5 Retail Group (развивает "Пятерочку", "Перекресток" и "Карусель") и "Дикси". Согласно исследованию UBS, на сокращение доходов в 2016 году пожаловались 56% опрошенных. При этом данная тенденция более очевидна среди людей с низким (до 40 тыс. руб. в месяц) уровнем дохода. 63% из них признались, что стали зарабатывать меньше, и лишь 12% отметили обратное. Напротив, лишь 28% состоятельных респондентов, чей доход начинается от 125 тыс. руб., пожаловались на ухудшение своего финансового положения. О том, что оно улучшилось, заявили 31% респондентов.

В 2017 году заработок россиян должен вырасти, а вслед за ним и частное потребление — примерно на 2,1%, прогнозируют аналитики UBS. Благодаря этому у российского ретейла есть потенциал развития в этом году, заключают авторы исследования.

Экономия на продуктах действительно уже достигла дна, и больше сокращать траты покупатели не смогут, считает партнер Deloitte Егор Метелкин. Сейчас корзина потребителя — это базовый набор необходимых продуктов. "Однако в течение 2017 года россияне начнут расширять ассортимент корзины благодаря стабилизации экономической ситуации, курса рубля и импортозамещению продуктов на полке", — прогнозирует Метелкин.

Что хочет покупатель

Самым важным критерием для покупателей при выборе магазина оказалось, по данным UBS, качество свежих продуктов. На него обращают внимание 83% респондентов. 81% опрошенных ориентируются на цены, следует из исследования. Хорошая выкладка товаров и большой выбор свежей продукции важны для 79 и 73% потребителей соответственно. Промоакции и скидки крайне важны лишь для 54% опрошенных. Вместе с тем это главная причина, по которой россияне готовы больше покупать в магазинах, отмечают аналитики UBS.

Именно благодаря промоакциям сеть "Лента" имеет самый высокий индекс лояльности NPS, который рассчитывается на основе ответа потребителя на вопрос "Какова вероятность того, что Вы порекомендуете компанию/товар/бренд своим друзьям/знакомым/коллегам?" по десятибалльной шкале. Положительный NPS получили также гипермаркеты "О’кей" и "Магнит". У магазинов меньших форматов индекс хуже.

Самый низкий уровень лояльности, согласно исследованию, у ретейлера "Дикси". Это может быть связано с изменением ассортимента в сети, считает человек, близкий к ретейлеру. Рост выручки в "Дикси" в 2016 году замедлился на четверть по сравнению с предыдущим годом, до 311,2 млрд руб. "Дикси" на ежемесячной основе проводит замеры NPS и прочих показателей отношения к компании и конкурентам с помощью ведущих исследовательских агентств, говорит представитель сети Антон Пантелеев. Исследование UBS из-за проведения опроса в интернете приводит к смещению в сторону более высокодоходной аудитории, в нее не попала большая доля покупателей "Дикси", замечает Пантелеев.

Второй причиной частого посещения магазина россияне назвали его близость к дому. Самое удобное расположение, по словам опрошенных, имеют "Пятерочка", "Дикси" и "Магнит".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments