Российские потребители становятся все более рациональными при выборе магазинов и самих товаров, следует из докладов экспертов исследовательских компаний Nielsen и GFK Rus, представленных на V Всероссийском съезде собственников независимых сетей в Москве.

Рациональные покупатели

По словам директора по развитию бизнеса в странах Северо-Восточной Европы Nielsen Илоны Лепп, число потребителей, которые ориентируется в ценах, в России возрастает. В частности, их доля достигла в текущем году почти 50%. Вместе с этим потребитель при выборе магазина стал уделять больше внимания таким показателям как "большой формат и широкий выбор" и "соотношение цены и качества". "То есть потребитель стал более рациональным. Он стал понимать, что экономить — это не стыдно. Если раньше говорили, что "100 рублей — это не деньги", то теперь все по-другому", — заметила она.

Как говорится в презентации Лепп, в посткризисный период покупатели вновь переключаются с дискаунтеров на гипермаркеты, где они могут найти как широкий выбор, так и хорошее соотношение цены и качества. Если доля гипермаркетов в 2010 году составляла 26%, то в 2011 году она выросла до 40%, при этом доля дискаунтеров сократилась с 34% до 21%, а доля супермаркетов — с 34% до 32%. При этом ожидается дальнейший рост количества гипермаркетов, так как пока их концентрация незначительная даже в основных городах.

"Во время рецессии больше всего пострадали такие продуктовые категории как сигареты, пиво, снеки, потому что без этого можно жить", — заметила Лепп. Однако в категории товаров личной гигиены, бытовой химии спрос оставался более ровным. "Потребитель как мыл голову, так и продолжает мыть, как стирал вещи, так и стирает, — здесь полной экономии не может быть, но он мог переключиться на более дешевые товары", — добавила она.

Директор по работе с клиентами GFK Rus Андрей Сычев соглашается, что происходит процесс оптимизации потребления. "Люди стали рациональнее. Ситуация близка к тому, что происходит в Европе", — сказал он.

В сетях дешевле?

По данным Nielsen, доля современной торговли в РФ по итогам первого полугодия 2011 года выросла до 54% с 50% в первом полугодии 2010 года. При этом доля ритейла в Москве достигла 63% против 62% годом ранее, в Санкт-Петербурге — 77% против 76% годом ранее. Причем, активнее всего доля современной торговли растет в небольших городах, отметила Лепп.

Причем ценовой разрыв между каналами современной и традиционной торговли увеличился по сравнению с 2008 годом, продолжила эксперт. Если разница в стоимости банки пива известной марки между каналами современной и традиционной торговли в августе 2008 года составляла 2,5 рубля, стоимость плитки шоколада одного из популярных брендов — 1,5 рубля, а за тубу зубной пасты одного из ведущих брендов — 3 рубля, то в августе 2011 года разница стоимости этого же пива между двумя каналами торговли выросла до 6 рублей, на шоколад — до 3,5 рубля, а на зубную пасту — до 7 рублей.

По данным GFK Rus, рост продовольственного ритейла в РФ в 2010 году составил 10% к уровню 2009 году, при этом в первом полугодии 2011 года наблюдается рост на 14% по сравнению с первым полугодием прошлого года. "Мы действительно развиваемся в отличие от тех же стран восточной Европы", — заметил Сычев. По его данным, доля современной торговли в РФ (включая сельские населенные пункты) в 2010 году составляла около 37%. "Сейчас мы получили новые скан-результаты, которые касаются только городской России (города с населением от 10 тысяч человек), мы видим, что доля современной торговли 44%. Это хорошо, мы видим неуклонный рост", — добавил он.

Доля крупнейших десяти розничных компаний в 2011 году (учитываются только города) достигла 23% против 18% в 2010 году и 11% — в 2005 году. "Первая десятка становится все более мощной. Скорее всего, так будет и дальше продолжаться", — прокомментировал Сычев. Он также сообщил, что доля частных марок ритейлеров в 2010 году составила 1%, по итогам первого полугодия — 1,4%. "Явно что-то очень сильно мешает их развитию", — заметил эксперт.

Согласно данным Nielsen, в третьем квартале текущего года наблюдаются позитивные изменения в потребительских настроениях россиян. Так, доля респондентов, которые считаю, что страна находится в состоянии рецессии, в третьем квартале сократилось до 64% с 65% во втором квартале текущего года и 74% — во втором квартале 2010 года. При этом в третьем квартале текущего года доля респондентов, считающих, что сейчас хорошее время делать покупки, возросла до 37% с 26% в предыдущем квартале. Увеличилась и доля и тех, кто оценивает состояние своего бюджета как хорошее — до 46% в третьем квартале текущего года с 38% в предыдущем квартале.

В 2012 году рост покупательской способности не будет высоким, прогнозируют эксперты. "Думаю, что вырастет покупательская способность, но в пределах 5%", — сказала Лепп. "Я думаю, что покупательская способность в следующем году не изменится", — в свою очередь поделился ожиданиями Сычев.

Между тем Венский институт международных экономических исследований прогнозирует снижение покупательской способности в России к 2015 году до 42% с 43% в 2009 году, добавил Сычев.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments