Одновременно с Неделей моды парижский магазин японской недорогой одежды Uniqlo зафиксировал неожиданный приток клиентов. Как сообщает агентство Bloomberg, в течение нескольких дней можно было наблюдать ажиотаж и очередь из нескольких десятков людей, стоящих под дождем, чтобы купить кашемировые свитера за 40 долларов.
В то время как мировая рецессия больно сказалась на продажах luxury-брендов, владелец Uniqlo, японская Fast Retailing Co., закончила финансовый год в август с ростом доходов на 23%. Как пишет Bloomberg, такие показатели компании обеспечил рекордный рост спроса на 45-долларовые джинсы, а также партнерство с германским дизайнером Жилем Сандером (Jil Sander). В результате только за сентябрь объем продаж в фирменных магазинах подскочил на 32%.
Прибыль крупнейшего в мире ритейлера Gap Inc. также оказалась лучше ожиданий экспертов: за второй квартал 2009—2010 финансового года, завершившегося 1 августа, она составила 228 млн долларов против 229 млн годом ранее.
Правда, прямой конкурент американского Gap — шведская компания Hennes & Mauritz (H&M) столкнулась с падением продаж. За август они рухнули на 3% при ожидавшемся росте на 5%. Однако с июня по август продажи в магазинах сети выросли на 13%.
Прибыль владельца сети магазинов одежды Zara — испанской Inditex в первом полугодии упала на 7,6% до 375 млн евро. Но продажи показали рост на 7%.
Кто сменил ориентацию
Существенного «перетока» потребителей люксовых товаров в средний ценовой сегмент не произошло, считает глава Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. «Покупатели luxury-марок просто сокращают объемы покупок и ждут распродаж. Ажиотажный спрос в парижском магазине Uniqlo вызван тем, что ритейлер выпустил лимитированную серию в партнерстве с Жилем Сандером. Фактически, покупатели стремились приобрести товар премиального качество по средней цене», — объясняет она.
В России продавцы одежды также чувствуют себя пока неплохо. «После провального периода с февраля по апрель 2009 года, нелегкого лета, в августе и сентябре продажи российских одежных ритейлеров были неплохими», — уточнила в интервью BFM.ru Анна Лебсак-Клейманс. По итогам года объем российского рынка одежды, скорее всего, останется на прошлогоднем уровне — около 38 млрд долларов, полагает эксперт.
«У всех игроков российского одежного рынка были очень плохие продажи весной этого года. Не очень удачным по продажам был и сентябрь из-за теплой погоды. Тем не менее, в октябре продажи у нас выросли чуть ли не на 50% по сравнению с прошлым годом. Средняя сумма покупки у нас сократилась примерно на 5%: летом до 3000 рублей, в сентябре—октябре — до 5000 рублей — из-за того, что мы перешли из сегмента «средний плюс» в «средний средний», — говорит BFM.ru Ксения Рясова, генеральный директор FINN FLARE.
Мрачные прогнозы на следующий год
Несмотря на обнадеживающие темпы продаж осенью 2009 года, Европейский совет по экспорту модной одежды (EFTEC) считает, что худшее для российского рынка одежды еще впереди.
Объемы розничных продаж одежды в России из-за резкого снижения объемов закупок со стороны российских импортеров упадет в текущем году вдвое, а рост рынка возможен не ранее 2011 года, заявил глава EFTEC Рейнхард Депфер в ходе отраслевого форума Russian Fаshion Retail, проходившего в Москве в сентябре.
«Если учесть, что 35—40% товара осядет на складах в виде непроданных остатков, то реальный объем рынка в текущем году составит 15 млрд долларов, то есть снизится на 50%. В условиях нехватки ликвидности российские импортеры сократили закупки осенне-зимних коллекций на 40%, и есть основания прогнозировать еще более глубокое падение рынка в 2010 году. В 2010 году российский рынок опустится до уровня 2004 года и составит около 17 млрд. Рынок сожмется, не исключен дефицит предложения одежды… Готов поспорить на ящик шампанского, что треть российских одежных ритейлеров средней руки не выживут и уйдут с рынка», — прогнозирует глава EFTEC Рейнхард Депфер, передает Reuters.
Одежная надежда—2011
Восстановление российского одежного рынка начнется, как ожидают в Европейском совете по экспорту модной одежды, лишь в 2011 году. Впрочем, рост не превысит 10%: «Это будет решающий год для бизнеса: начнется массовая реструктуризация и консолидация рынка, будут сделки слияний и поглощений, а с 2013 года все опять пойдет вверх и начнется вторая волна розничного бума».
«Нет худа без добра — в кризис заметно снизились издержки бизнеса… Поэтому десятки, если не сотни, лидеров европейского ритейла начинают массированное наступление на Россию. Это очень интересно», — считает Депфер. В качестве примера глава EFTEC назвал шведскую H&M, которая «готовит грандиозную экспансию в Россию», итальянскую Max Mara, планирующую открыть в до конца 2009 года 6 новых магазинов, и германскую Peek&Kloppenburg, чей первый магазин площадью 2,5 тысяч квадратных метров откроется в Москве уже в ноябре.