Обеспеченные граждане по всему миру в вопросе престижного потребления все больше склоняются а пользу люксовых услуг, а не предметов роскоши. Темпы рост этого рынка в последние три года по темпам наполовину опережал продажи премиальных товаров, выяснила The Boston Consulting Group (BCG). Для современных богачей прыжки со сноубордом с вертолета или сафари априори круче, чем очередной наряд.
Яркий опыт и незабываемые впечатления становятся для обеспеченных граждан важнее платья из новой коллекции Louis Vuitton. Продажи эксклюзивных услуг сейчас составляют почти 55% рынка роскоши. Потребители ежегодно тратят на роскошь более 1,4 трлн долл, подсчитали в BCG. Из них 770 млрд долл. уходит на различные эксклюзивные услуги, около 350 млрд долл — на дорогие автомобили, а только 280 млрд долл.- непосредственно на предметы роскоши вроде одежды и аксессуаров.
Рынок премиальных услуг в мире растет почти наполовину быстрее, чем продажи люксовых предметов. Даже в Китае, где предметы роскоши служат знаком статуса и успеха, продажи товаров за последние три года в среднем росли на 22% в год, против 28-процентного роста рынка услуг. Для России, Бразилии и Индии взятых эти показатели составляют в среднем 19% и 27% соответственно. Клиенты подчеркивают, что хотя опыт не материален, впечатления тут сильнее удовольствия от пользования люксовыми товарами.
«Большая часть средств уходит теперь на произведения искусства и различные услуги вроде spa. Но самый большой люкс — это путешествия. Мы летаем теперь только бизнес-классом. На смену дизайнерским товарам пришли отели: мои любимые бренды — это Mandarin Oriental, Four Seasons и Ritz», — рассказала одна из участниц опроса BCG.
Эксперты видят четыре причины отказа от материалистического потребления в пользу услуг. Во-первых, на рынок влияет демография: потребители развитых экономик, которые обеспечили бум роскоши в 1990-х годах, начинают выходить на пенсию и больше не хотят приобретать новые вещи, становясь главными клиентами сферы люксовых услуг. Во-вторых, меняется сама структура потребления. Когда представители среднего класса из развивающихся стран достигают определенного уровня благосостояния, они скупают предметы роскоши. Однако у них очень быстро наступает пресыщение и за новыми ощущениями они уже не бегут в бутики. В-третьих, выросло новое поколение Y , которое в принципе самоопределяется больше через опыт, чем через вещи. Проще говоря, для современной молодежи катание на сноуборде на Аляске с прыжками из вертолета априори круче, чем очередной наряд. И наконец, покупатели просто стремятся более полно и глубоко прочувствовать удовольствие от покупки, и нематериальная роскошь выполняет эту функцию лучше.
Ведущие производители роскоши стараются не отставать от тренда, стараясь добавить своим продуктам максимальную эмоциональную нагрузку. Так, поклонники LVMH смогут уже в этом году отдохнуть в Омане и Египте в фирменных отелях их гостиничной франшизы Cheval Blanc. Производителям роскоши не нужно конкурировать с профессиональными игроками сферы услуг, а стоит сосредоточиться на развитии ментального и духовного пространств бренда. «Все чаще потребители не хотят просто купить модную сумку, им нужна для этого какая-то веская причина. Поэтому компании стремятся повысить ценность вещи в глазах клиента, сделать приобретение более осмысленным», — сказал РБК daily партнер BCG Жан-Марк Беллэш. Например, клиенты Mini Cooper получают сводки о сборке заказанной машины и ее пути с завода, а покупатели часов швейцарской IWC из серии «для пилотов» могут «прокатиться» на авиасимуляторе.