В общих расходах (21,86 млрд руб. без НДС) на контекстную рекламу (коммерческие ссылки в результатах поиска или на профильных ресурсах) пришлось 13,7 млрд руб. (рост на 44%), на медийную (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) — 8,16 млрд руб. (на 33%), сообщило MindShare Interaction.
Топ-10 рекламодателей увеличили затраты на медийную рекламу на 61%, до 2,769 млрд руб. (см. таблицу). Рейтинг не составляется для контекстной рекламы, так как отдельные бюджеты на нее невелики: в основном она используется представителями малого и среднего бизнеса.
Для составления рейтинга MindShare Interaction использует мониторинг выходов интернет-рекламы, который проводит компания TNS Media Intelligence, а также само отслеживает размещение баннеров на 120 наиболее востребованных сайтах. Бюджеты рассчитываются на основе официальных прайс-листов, к которым применяется средняя скидка: с бюджетами до 50 млн руб.— 40%, свыше 50 млн руб.— 45%.
Крупнейшими рекламодателями в сегменте медийной интернет-рекламы по-прежнему являются автопроизводители и их дилеры, следует из расчетов агентства. Возросшая после кризиса активность автопрома — одна из особенностей прошлого года, констатирует директор по маркетингу MindShare Interaction Юлия Удовенко. В 2010 году бюджеты автопроизводителей и дилеров составили 31% всех расходов на медийную рекламу против 22% в 2009-м.
Другими значимыми категориями рекламодателей остаются телекоммуникационные компании и производители товаров повседневного спроса (FMCG): они обеспечили по 16% всех расходов на медийную рекламу. Затем следуют ритейлеры с долей 8%. Именно эта категория показала наибольший прирост бюджетов за год — на 67%, до 617 млн руб.
На первую десятку рекламодателей приходится почти 34% затрат на медийную интернет-рекламу, следует из рейтинга. На этот раз в топ-10 попали только три автопроизводителя, тогда как по итогам 2009-го их было пять. Зато увеличилось присутствие производителей бытовой техники и электроники: год назад присутствовал только Samsung Electronics, на этот раз вместе с ним фигурируют также LG Electronics и Nokia. "Большая сотовая тройка" сохранила свое присутствие в полном объеме, из производителей товаров повседневного спроса по-прежнему фигурирует только Procter & Gamble (P&G).
Резкое увеличение активности P&G, являющейся крупнейшим рекламодателем на ТВ, специалисты MindShare Interaction зафиксировали еще по результатам первого полугодия: за январь—июнь 2010 года бюджет P&G на интернет-рекламу вырос в пять раз, до 220 млн руб. По итогам всего года прирост оказался менее значительным — на 199%, до 410 млн руб., но все равно P&G продемонстрировал наибольшую динамику. Остальные производители товаров повседневного спроса по-прежнему пассивны, констатирует госпожа Удовенко. В российском офисе P&G вчера не ответили на запрос "Ъ".
"Оценка MindShare Interaction по динамике нашего бюджета в принципе верная",— признает пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева. Представитель российского офиса Nissan Татьяна Натарова подтвердила общее увеличение рекламного бюджета, но конкретные цифры предпочла не комментировать. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая обращает внимание, что оператор активно инвестирует в интернет, но значительную часть бюджета тратит на спецпроекты и на активность в социальных медиа, которые не отражены в получившемся рейтинге.
Такие коммуникации, как ведение собственных страниц в социальных сетях, создание групп, комментарии в блогах, активно используются, поэтому рейтинг MindShare Interaction только по медийной рекламе создает не совсем верное представление о реальных вложениях ведущих брендов в интернет, отмечает гендиректор агентства AdWatch Андрей Чернышов. Поэтому, по его словам, реальные бюджеты крупнейших рекламодателей рунета на 20-30% больше. "Если сложить все виды рекламы, позиции таких компаний, как МТС, Samsung, Nokia, были бы гораздо выше, а в рейтинг вошли бы, к примеру, Unilever, General Motors",— полагает господин Чернышов. Юлия Удовенко соглашается, что затраты на спецпроекты и активность в социальных сетях уже достаточно высоки, но адекватной методики, как правильно считать такие бюджеты, пока нет.
Какие интернет-площадки нравятся рекламодателям
По данным АКАР, на медийную (баннерную) рекламу приходится около 35% всех рекламных затрат на рунет, остальное — на контекстную рекламу. По словам председателя правления IMHO VI Арсена Ревазова, почти вся контекстная реклама распространяется через поисковики и их сети, такие как "Яндекс.Директ", "Бегун" и др. "Медийная реклама не имеет строгой привязки к типу сайта: она размещается как на поисковиках, так и на новостных ресурсах, сложно сказать, в какой пропорции",— добавил он.
По оценке "ВТБ Капитала", в 2009 году 47% рекламного рынка рунета контролировал "Яндекс", 12% — Rambler, 11% — Mail.ru, 10% — РБК, 10% — Google, 7% — "Одноклассники" (сейчас входят в Mail.ru Group): их общая доля составила 97%. "Сильных изменений не произошло",— прогнозирует господин Ревазов итоги 2010 года.
Топ-10 крупнейших рекламодателей рунета
N | Рекламодатель | Затраты на медийную интернет-рекламу (млн руб.)* | Изменение (%) | |
---|---|---|---|---|
2010 год | 2009 год | |||
1 | Renault-Nissan** | 450 | 220 | 105 |
2 | Procter & Gamble | 410 | 137 | 199 |
3 | МТС | 345 | 295 | 17 |
4 | "МегаФон" | 320 | 218 | 47 |
5 | PSA Peugeot Citroen** | 312 | 170 | 84 |
6 | Volkswagen Audi Group** | 240 | 162 | 48 |
7 | "Вымпелком" | 237 | 185 | 28 |
8 | Samsung Electronics | 163 | 140 | 16 |
9 | LG Electronics | 152 | 87 | 75 |
10 | Nokia | 140 | 105 | 33 |
*Без НДС.
**Без учета рекламы дилеров.
Источник: MindShare Interaction.