Плохие времена для украинской продуктовой розницы позади. Согласно отчету GT Partners Ukraine в этом году будет открыто почти вдвое больше магазинов, чем в прошлом. На руку ритейлерам играет то, что во время кризиса они научились экономить на затратах, повысили эффективность работы, а арендные ставки останутся низкими еще как минимум на протяжении двух лет, отмечают эксперты.
Согласно отчету консалтинговой компании GT Partners Ukraine 45 продуктовых ритейлеров, действующих на территории Украины, заявили о желании открыть в 2011 году порядка 350-420 новых магазинов. В прошлом году было открыто всего 245, без учета смены вывесок в результате сделок M&A.
Эксперты GT Partners Ukraine отмечают, что в этом году продолжится консолидация рынка. Многие ритейлеры нуждаются в дополнительном финансировании и готовы продать долю в компании или весь бизнес. Ранее о поиске инвестора заявляли западноукраинске компании "Пакко", "Фаворит" и "Наш край". Активно скупают активы инвестфонд Abris Capital Partners и компания "Агроконтракт". О желании приобрести магазины заявляла и сеть Billa. Розничный рынок Украины низкоконсолидирован. В 2009 году на долю первой десятки ритейлеров пришлось 23% в розничном товарообороте Украины (229,855 млрд грн). Для сравнения: в Венгрии доля десяти крупнейших сетей составляет 88%, в Словении – 99%.
Более амбициозные планы ритейлеров по развитию, связаны с ожиданиями по увеличению потребительского спроса, поясняет генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля. По данным Госкомстата, в 2010 году розничный товарооборот Украины вырос на 7,6% по сравнению с 2009 годом – до 274,6 млрд грн. Номинальные зарплаты в прошлом году выросли на 20,1%, а реальные – на 10,5%. Активное развитие в 2011 году сохранят такие розничные операторы, как "АТБ-Маркет", "Украинский ритейл" ("Брусниця"), Fozzy Group ("Сильпо", "Фора", Fozzy C&C), "Spar-Украина", "Пакко Холдинг" ("Вопак", "Пакко"), "РББ Групп" ("Плюс"), "Барвинок". Главным образом будут открываться магазины форматов "супермаркет", "дискаунтер" и "магазины у дома".
Нынешним темпам развития ритейлеров далеко до кризисных, тогда ежегодно открывалось 500 магазинов и более, говорит Игорь Гугля. "Кризис поменял подход ритейлеров к выбору мест под магазины. Если раньше торговые точки открывались на местах, которые попадутся, то сейчас выбираются места, где магазин покажет максимальную эффективность",– добавляет эксперт. За последние два года было закрыто большое количество магазинов из-за того, что до кризиса компании не уделяли внимания качественному развитию сети. По данным GT Partners Ukraine, за 2009-2010 годы было закрыто до 200 торговых объектов.
Продуктовый розничный рынок Украины прошел дно, теперь идет постепенное восстановление, отмечает Игорь Гугля. "Компании почистили сети, повысили эффективность бизнеса, реструктуризировали долги. Естественно, что после этого пойдет более активное развитие. Тем более этому способствует низкая арендная ставка, которая вернется к докризисным показателям минимум через два года",– говорит директор инвестбанковского подразделения ИК "Тройка Диалог Украина" Алексей Ращупкин. По его словам, рынок Украины недостаточно насыщен, в особенности в регионах. Тенденцию возобновления более активного развития розничной торговли подтверждает отчет CB Richard Ellis "Насколько активные розничные сети в Европе?" (2010), согласно которому в 2011 году из 212 розничных компаний ЕМЕА только 4% не планируют открытия магазинов в этом году, а 19% компаний планируют открыть до 40 магазинов.
Подписаться
0 Комментарий