Доля продукции под собственной торговой маркой (СТМ; private label) в украинских розничных сетях всего за год выросла в 1,5 раза. Для ритейлеров продажа собственной продукции приносит более высокий доход, чем торговля другими товарами. Но пока развивать private label способны только крупнейшие сети — для этого необходимы значительные объемы закупок и затраты на продвижение, отмечают эксперты.

Доля продукции под собственной торговой маркой в украинских розничных сетях за последний год выросла в полтора раза, сообщили в пятницу в исследовательской компании AC Nielsen Ukraine. Причем в непродовольственной рознице этот показатель выше — 5,8% всех продаж в финансовом выражении, тогда как в продуктовой — только 4,7%. "У потребителей очень высокие требования к качеству продуктов питания, поэтому далеко не во всех категориях private label востребован",— говорит гендиректор российского исследовательского агентства INFOLine Иван Федяков.

Товары под СТМ за последние годы стали более узнаваемы среди населения. По данным AC Nielsen, если в 2008 году 34% киевлян не знали ни одной СТМ, то в этом году таких только 2%. В регионах ситуация существенно отличается. Если Одесса по уровню ознакомленности с СТМ находится на уровне Киева, то, к примеру, в Днепропетровске 22% респондентов не знают ни одного private label. "Известность СТМ зависит от размера сети. Чем больше магазинов, тем более известны марки",— говорит директор по маркетингу сети Watsons Игорь Дидок. Наибольшую узнаваемость имеют марки Fozzy Group — крупнейшего ритейлера в Украине (подробнее см. таблицу). Если большинство сетей рекламируют собственные марки исключительно в своих торговых залах, то Fozzy также размещает ТВ-рекламу, отмечает господин Дидок.

Популярность товаров под СТМ среди ритейлеров объясняется возможностью получать большую маржинальность и обеспечивать стабильные поставки. "Маржинальность у товаров под собственной маркой получается выше за счет того, что продукция закупается напрямую у производителя. И в его цену не входят маркетинговые расходы",— подчеркнул господин Федяков. По его словам, для ритейлеров увеличение доли продуктов под СТМ — это один из способов повысить операционную эффективность магазинов. Но пока только крупные сети могут себе позволить развитие private label. "Чтобы продажа СТМ была выгодной, нужно заказать достаточно большой объем продукции",— отмечает он.

Доля СТМ в отечественной рознице будет расти, считают эксперты. По распространенности private label Украина до сих пор сильно отстает от стран ЕС, где доля такой продукции достигает 18-25%. "В Украине производителей private label по-прежнему сравнительно мало, а у ритейлеров недостаточно опыта работы в этой сфере",— поясняет Игорь Дидок. По его словам, доля продаж товаров под СТМ в его сети в Украине составляет более 10% в финансовом выражении. "Мы планируем увеличивать долю товаров private label в нашем ассортименте. Это перспективное направление",— говорит он.

 

Рейтинг наиболее известных private label среди жителей Киева
N Private label Компания Количество
опрошенных
респондентов из
100%
1 "Премия" Fozzy Group 33%
2 "Полная чаша" Fozzy Group 29%
3 "Фуршет" ГК "Фуршет" 28%
4 Aro Metro C&C Ukraine 26%
5 Watsons Watsons (ранее ДЦ) 20%
5 "Ашан" Auchan в Украине 20%
6 "Хит продукт" "Велика кишеня" 18%
7 "Честная цена" "Велика кишеня" 17%

Источник: AC Nielsen Ukraine

 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments