Сети салонов оптики "Очкарик" и "Счастливый взгляд" объявили о намерении существенно расширить ассортимент своих интернет-магазинов, ограниченный сегодня контактными линзами и аксессуарами к ним. В ближайшее время сюда добавятся медицинские и солнцезащитные очки, представленные пока только в офлайновой рознице.

Мечты пионеров
Как стало известно Retailer.RU, "Очкарик" начнет онлайн-продажи солнцезащитных очков в первом квартале 2014 г., медицинских — до конца 2014 г. Доставка будет осуществляться в 79 российских городов, которые сейчас обслуживает интернет-магазин ритейлера. Расширять географию продаж пока не планируется.

Впрочем, пояснили в "Очкарике", это лишь пилотный проект. Заместитель генерального директора сети по маркетингу и рекламе Дарья Бодрова сообщила, что для онлайн-заказа будут доступны лишь несколько наиболее популярных позиций. По оценке топ-менеджера, в 2014 г. на медицинские и солнцезащитные очки придется не более 10% продаж интернет-магазина.

"В Европе есть ритейлеры, которые успешно продают данный ассортимент только через Интернет, — отметила топ-менеджер. — Но в России покупатели пока не очень к этому готовы. В любом случае мы считаем это направление перспективным и хотим быть пионерами. Думаю, полноценным каналом продаж для очков Интернет станет не раньше чем лет через пять".

"Очкарик" — не единственный, кто хочет застолбить себе место в продажах очков через Интернет. Аналогичный проект собирается развивать и другая сеть салонов оптики — "Счастливый взгляд". Ритейлер, открывший интернет-магазин линз осенью 2013 г., также начнет продавать очки через этот канал уже в 2014 г., рассказал Виктор Гордейчук, президент компании "Симтекс", в управлении которой находится сеть. Будет ли для заказа доступен весь ассортимент или только часть позиций, топ-менеджер не уточнил, сославшись на то, что товарная матрица пока находится в процессе разработки. Доставка в первое время будет доступна в пределах Петербурга и Ленинградской области. В дальнейшем планируется распространить данный сервис и на другие 14 городов присутствия сети.

Стремление сетевиков освоить интернет-продажи естественно. По оценке УК "Финам Менеджмент", в прошлом году объем российского рынка очковой оптики составил около $2 млрд. Средние темпы роста в последние несколько лет — около 5-10%. Из них на специализированные розничные сети приходится 40-50% продаж. Долю онлайн-торговли оценить сложнее. "Полагаю, на долю дистанционных каналов продаж, в первую очередь на онлайн-торговлю, сейчас приходится не более нескольких процентов в общем объеме продаж подобных товаров, — говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. — Однако по мере роста рынка электронной коммерции в целом этот показатель, несомненно, будет расти. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что крупные ритейлеры начинают выходить в онлайн".

Впрочем, выход в интернет с новым товаром для начала потребует решить проблему дистанционной примерки. "В отличие от контактных линз, при покупке которых важны только оптические характеристики, оправа, как правило, нуждается в примерке, — комментирует менеджер по рекламе и маркетингу сети "Зайди — Увидишь" Станислав Лозин. — Мы тоже задумывались об онлайн-продажах этого ассортимента. Однако пока решили ограничиться линзами".

Виртуальная примерка
Проблему онлайн-примерки оправы "Очкарик" рассчитывает решить с помощью виртуальной примерочной. Этот сервис появится на сайте компании и мобильном приложении в следующем году. "Сейчас мы рассматриваем различные варианты, — говорит директор digital-направления компании Наталья Смирнова. — Но, вероятнее всего, остановимся на модели, основанной на технологии augmented reality (дополненной реальности, англ. — примеч. ред.). Мы рассчитываем, что эта "фишка" станет нашим конкурентным преимуществом".

Инвестиции в проект компания не раскрывает. Можно предположить, что они, скорее всего, будут невелики. Так, по оценке креативного директора digital-студии Aero Владимира Синельникова, разработка отдельной страницы для виртуальной примерочной и фреймворка дополненной реальности могут стоить около 200-300 тыс. руб. Много дороже обошлась бы виртуализация имеющегося ассортимента, решись "Очкарик" выставить на продажу в интернет-магазине все предлагаемые в офлайновых магазинах оправы. Создание только одной виртуальной оправы стоит 10-15 тыс. руб. Однако, учитывая, что для онлайн-заказа будут доступны всего несколько наиболее популярных позиций, стоимость их моделирования не превысит вложений в создание сайта.

Если компания сможет реализовать задуманное, то станет первым из отечественных ритейлеров, предлагающих возможность виртуальной примерки на основе технологии augmented reality. Сегодня подобное доступно только на сайте американской компании Ray Ban, доставляющей оправы в Россию. Отечественные же игроки (ochki.net, ochki.101-shop.ru и др.) пока предлагают более примитивный вариант — через загрузку на сайт своей фотографии.

Вопрос, поможет ли это первенство продажам? Возможно, да. Правда, совсем не так, как представляют себе менеджеры "Очкарика".

Чтобы не слетали с носа
Сегодня среди пяти крупнейших работающих в России сетей оптики (см. таблицу) только одна не развивает онлайн-магазины. Однако из четырех сетей, ищущих покупателей в том числе и в интернете, только одна — "Линзмастер" — пытается продавать там очки. Правда, солнцезащитные. Остальные интернет-ритейлеры в основном специализируются на контактных линзах.

Специализированные онлайн-магазины (rb-sun.ru, opticbox.ru, citi-optika.ru и др.) также продают через интернет только солнцезащитные очки и оправы. Готовые очки с диоптриями предлагают не более пары онлайн-игроков — Vidnee.ru, Optix.su.

Причина столь скромного предложения очков с диоптриями в Сети проста. Очки, увы, не самый простой для продажи через интернет товар. И сама по себе виртуальная примерочная не решит проблему онлайн-подбора очков, считает Виктор Гордейчук. "При выборе оправы важно не только, как очки выглядят, но и как они будут сидеть: не будут ли давить на переносицу, не будут ли дужки сваливаться с ушей и т. д.", — говорит топ-менеджер.

Решением может стать сервис доставки, когда курьер будет привозить клиенту несколько моделей на выбор. По такой модели работает, к примеру, интернет-магазин оправ и солнцезащитных очков rb-sun.ru. Однако такой вариант, как правило, обходится для покупателя дороже, так как предполагает возврат неподошедших позиций, отмечает Станислав Лозин. Кроме того, он подходит только для продаж оправ и солнцезащитных очков. "Для медицинских очков эту операцию придется проводить в два этапа, — объясняет Станислав Лозин. — Сначала привозить на примерку оправу, а затем доставлять готовые очки, что также приведет к повышению цены".

Еще одним возможным, но тоже неблестящим выходом, по словам Виктора Гордейчука, может стать замер антропометрических данных покупателя, которые при подборе очков на сайте будут сопоставляться с аналогичными характеристиками оправ. "Но такой замер обязательно должен проводиться специалистами, поэтому покупателю придется хотя бы один раз посетить офлайновую точку", — подчеркивает топ-менеджер. Выходит, продажи очков через Интернет таким способом будут возможны только в городах присутствия офлайновой розницы.

Онлайн-перспективы
По мнению управляющего партнера Esper Group Дарьи Ядерной, наиболее перспективными для продажи через Интернет являются именно солнцезащитные очки. "Спрос на солнечные очки в России в последние 2-3 года растет опережающими темпами в связи с изменением модели потребления, — отмечает эксперт. — Ношение солнечных очков не только в отпуске, который, кстати, тоже теперь стал более внесезонным явлением, но и в повседневной жизни".

Впрочем, несмотря на всю нерадужность перспектив онлайн-торговли очками, стоит признать, что вывод в интернет полного ассортимента медицинских оправ станет правильным шагом для сетей оптики. "На первом этапе потребители будут использовать онлайн-платформу как витрину для выбора и оценки уровня стоимости, — рассуждает Дарья Ядерная. — Это позволит привлечь дополнительную аудиторию в офлайновые магазины".

ТОП-5 сетей салонов оптики

 

Название сети

Ценовой сегмент

 

Выручка в 2012 г., млрд руб.

 

Количество точек на конец третьего квартала 2013 г.

География

Наличие интернет-магазина

Категории ассортимента интернет-магазина

"Очкарик"

 

Средний

2,4

72

Центральный,Южный,Северо-Западный,Сибирский, Уральский, Приволжский

 

да

Контактные линзы

"ЛинзМастер"

Средний

2,2

82

Центральный,Южный,Северо-Западный,Сибирский, Уральский, Приволжский

 

да

Контактные линзы, солнцезащитные очки

"Инвар"

Эконом, средний

1,4

14

Центральный

 

нет

 —

"Зайди-Увидишь"

Средний

1,26

44

Северо-Западный

 

да

Контактные линзы

"Счастливый взгляд"

Средний

0,8

71

Центральный,Южный,Северо-Западный,Сибирский, Уральский, Приволжский

 

 

да

Контактные линзы

 

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments