Главные проблемы, сдерживающие рост электронной коммерции в России,— неразвитость логистической инфраструктуры и недоверие населения, из-за чего более половины покупок в российском интернете приходится на жителей Москвы, Петербурга и их областей. Несмотря на это, российскому рынку с 2008 по 2012 год удалось вырасти втрое — с $3,5 млрд до $10,4 млрд, следует из исследования PricewaterhouseCoopers.

Объемы продаж в России как в традиционном, так и в онлайн-ритейле далеки от показателей Китая и США, но находятся на одном уровне и даже где-то превышают показатели Бразилии и Индии, говорится в исследовании PricewaterhouseCoopers (PwC) "Электронный ритейл в странах БРИК и США". При этом доля e-commerce в ритейле растет в течение последних четырех лет во всех пяти странах, и особенно стремительно в КНР (на 0,7-1,5% в год). В России этот показатель составляет 0,2-0,3% в год — 2,2% от общей розничной торговли по итогам 2012 года.

По оценкам экспертов PwС, за пять лет (с 2008 по 2012 год) объем рынка электронной торговли в России вырос с $3,5 млрд до $10,4 млрд, а количество интернет-пользователей на декабрь минувшего года составило уже 68 млн человек, из которых 11 млн являются онлайн-покупателями, отмечают в PwС. При этом Россия занимает ведущую позицию среди стран БРИК, где покупатели сначала сравнивают товары в онлайне, а потом идут покупать их в магазин.

Несмотря на то что e-commerce постепенно распространяется и в регионах (прежде всего в городах-миллионниках как центрах торговли), на Москву и Подмосковье приходится 45% всех онлайн-покупок, 11% — на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В первую очередь это вызвано неразвитостью логистической инфраструктуры (что также роднит Россию с Бразилией и Индией) и недоверием со стороны населения к e-commerce, констатируют аналитики.

Кроме того, на развитие электронной торговли в России по сравнению с другими странами БРИК негативно влияет олигопольный характер рынка мобильной связи, что приводит к высоким ценам на мобильный интернет и, следовательно, к низкому проценту онлайн-покупателей, совершающих покупки с помощью мобильных телефонов, пишут в отчете эксперты. Впрочем, благодаря либерализации и стандартизации рынка электронных платежей сегмент мобильной коммерции показал трехкратный рост за 2009-2011 годы и составил примерно $0,5 млрд. По прогнозам PwC, объем этого сегмента удвоится по итогам 2012 года.

Старший менеджер PwC Вардан Гаспарян обращает также внимание на большую фрагментированность рынка поставщиков качественных логистических услуг, ориентированных на электронный ритейл. Так, 62% российского рынка экспресс-доставки занимают три глобальных логистических провайдера (40% — DHL, 12% — UPS, 10% — TNT), 20% приходится на "EMS Почта России", оставшуюся долю делят между собой 373 местные компании. "Для рынка характерна низкая концентрация. В России только федеральные ритейлеры с уже развитой логистикой могут предоставить высокий уровень сервиса по всей стране, поэтому 40% игроков рынка интернет-торговли — это традиционные ритейлеры, открывшие подразделения e-commerce, а 60% игроков — это новые компании",— добавляет господин Гаспарян.

В январе Morgan Stanley дал свои оценки российского рынка интернет-торговли. Из них следовало, что объем российского рынка e-commerce вырастет до $36 млрд к 2015 году, достигнув 4,5% от всех розничных продаж.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments