Бывшие топ-менеджеры сетей "Пятерочка" и "Копейка" — Владимир Фришер и Александр Ульянов — договариваются с РЖД об участии в модернизации платформ следования пригородных поездов. Бизнесмены предлагают за свой счет строить на них торговые центры площадью до 7 тыс. кв. м. Только на Московской железной дороге располагается более 2300 пассажирских платформ, однако до этого большинство девелоперских проектов железнодорожной монополии оставались на бумаге.
"Мы предлагаем РЖД монетизировать пассажирский трафик за счет правильно организованного пространства — люди, ожидающие поезда, смогут выпить кофе, купить продукты. Проект может быть расширен за счет использования полосы отвода железной дороги и муниципальных территорий, прилегающих к станциям",— рассказал "Ъ" Александр Ульянов. Часть первого и второй этаж торговых центров будут заняты ритейлерами; билетные кассы и турникеты планируется размещать внизу. По его словам, сейчас идут переговоры с сетью "Центробувь", продуктовыми ритейлерами и сотовыми операторами. Инвестиции в каждый отдельный объект оцениваются в $3-10 млн в зависимости от длины платформы; срок окупаемости — пять-семь лет. Бизнесмены заинтересованы в платформах в Московской области и на Октябрьской железной дороге. "На расстоянии более 200 км бизнес трудно контролировать",— поясняет господин Ульянов, добавляя, что дальше, например, за Уралом, найдутся местные бизнесмены, заинтересованные в таком сотрудничестве.
В пресс-службе ОАО РЖД "Ъ" ответили, что официальных обращений о сотрудничестве в сфере строительства и модернизации пригородной пассажирской инфраструктуры от Александра Ульянова и Владимира Фришера не поступало. Источник "Ъ", знакомый с планами РЖД, уверен, что предложение обсуждалось в неофициальной обстановке.
По объему пригородных перевозок Московская железная дорога (МЖД; 13 тыс. км эксплуатационной длины) самая загруженная в России — по итогам 2012 года по ней было перевезено 568 млн пассажиров (1,5-1,6 млн человек в день). За тот же период Октябрьская железная дорога перевезла 126,7 млн человек (в пригородном сообщении). В целом по России объем пригородных перевозок за прошлый год составил 941,9 млн человек (рост — на 7,9% к 2011 году). На Московской железной дороге более 2300 пассажирских платформ, в том числе более 1 тыс. принадлежат московскому транспортному узлу. В 2013-2015 годах в рамках программы обновления пригородной пассажирской инфраструктуры предполагается строительство, реконструкция и модернизация вокзалов, пассажирских платформ; инвестиции только на 2013 год запланированы в размере 2 млрд руб., из них на объекты МЖД — около 700 млн руб., сообщили в пресс-службе РЖД.
Теоретически предложение может заинтересовать РЖД. "Но на практике это может не сработать. В частности, проект выноса грузовых дворов, предполагающий застройку освободившейся за счет девелопера площади, пока так и не заработал",— напоминает генеральный директор Infranews Алексей Безбородов. В 2008 году госмонополия заключила договор о намерениях с ООО "Газпромбанк-инвест" для освоения земель (15 га) в районе Савеловского вокзала. Но сотрудничество не продолжилось. Еще раньше о застройке надпутевого пространства недалеко от Киевского вокзала (700 тыс. кв. м) договорилась Mirax Group Сергея Полонского (сейчас Potok). Девелопер также был техническим заказчиком реконструкции Курского вокзала, но в дальнейшем вышел из проекта.
Примеров успешно реализованных проектов РЖД с девелоперами мало. Но Александру Ульянову и Владимиру Фришеру удалось сработаться с железнодорожной монополией — в прошлом году бизнесмены запустили торговый центр "Казанский" в здании одноименного вокзала. Объем инвестиций в его строительство составил 200 млн руб.
В Москве РЖД уже привлекает инвесторов для развития своей инфраструктуры. Так, ОАО "Московская кольцевая железная дорога" (50% — у ОАО РЖД, 50% — у столицы) летом хочет предложить инвесторам строительство 31 транспортно-пересадочного узла. В рамках этого проекта девелоперы смогут возвести 500-700 тыс. кв. м коммерческой недвижимости.