В мире набирает обороты новый формат полностью автоматизированных торговых точек. Так, Amazon заявил о планах до 2021 года открыть 3 тысячи магазинов без персонала Amazon Go. Будет ли развиваться данный формат в России? Мы решили узнать у экспертов.

При упоминании торговых точек без персонала, первым приходит на ум проект Amazon. Свой полностью автоматизированный магазин Amazon Go компания представила в 2016 году. В течение года он тестировался, обслуживая исключительно сотрудников ритейлера, а прошлой зимой открылся для всех желающих. Еще два объекта Amazon Go начали работать в США в августе и сентябре 2018 года.

Чтобы попасть в магазин, нужно быть зарегистрированным пользователем Amazon и предъявить на входе QR-код на своем смартфоне или планшете. В процессе шопинга Amazon Go с помощью компьютерного зрения и искусственного интеллекта определяет, какие товары кладет в корзину покупатель. При выходе деньги автоматически списываются со счета клиента – касс в магазине нет.

Одновременно с Amazon Go несколько сетей магазинов без кассиров и продавцов начали развиваться в Китае. Один из них – продуктовый минимаркет BingoBox – открылся в 2017 году в Шанхае. Для входа нужно воспользоваться приложением для смартфона, а для оплаты – отсканировать товары на выходе. Параллельно в Поднебесной начал работу автоматизированный F5 Future Store.

Еще один тренд, набирающий обороты на Западе – автоматизированные магазины-беспилотники. Один из них – под названием Moby Mart – представила шведская компания Wheelys. Фургон с прозрачными стенками и стеллажами продуктов внутри рассчитан на то, чтобы обслуживать одновременно до четырех человек.

Магазин-беспилотник работает по принципу Amazon Go. Обслуживающего персонала в нем нет, а для оплаты покупок используется мобильное приложение. Кроме того, Moby Mart может автоматически пополнять запасы товара, самостоятельно подъезжая на склад. «Магазин будущего» работает в тестовом режиме в Шанхае.

Российские ритейлеры пока только присматриваются к данному формату. Хотя некоторые компании уже заявляют о планах внедрить инновации в свою работу.

Так, основатель сети «Додо пицца» Федор Овчинников сообщил, что собирается открыть «пиццерию будущего» в Китае. Она заработает в городе Ханчжоу. По словам Овчинникова, в кафе не будет кассиров, а расположится оно в помещении с огромным трафиком. Чтобы отправить заказ на приготовление пиццы, клиентам нужно будет воспользоваться приложением в мессенджере WeChat.

Один из плюсов автоматизированных магазинов в том, что они позволяют сократить издержки владельца. В первую очередь, на оплату труда. Например, в Китае эта статья составляет до 10% месячных расходов среднего супермаркета.

Второй плюс – подобные торговые точки привлекают покупателей-миллениалов, число которых будет расти с каждым годом. По мнению аналитиков, через два года на долю миллениалов будет приходиться 50% продаж в розничной торговле. Поколение, которое взрослело в период активного развития цифровых технологий, предпочитает сводить к минимуму контакты с людьми в процессе шопинга. Поэтому автоматизированные офлайн-магазины – способ удержать аудиторию, которая все чаще идет покупать онлайн.

Сейчас примеры полностью автоматизированных магазинов единичны. Однако набирает обороты автоматизация отдельных процессов в ритейле.

• Замена роботами продавцов и мерчендайзеров

Роботы, контролирующие правильность выкладки товара, становятся привычными для западных супермаркетов. Скорость их работы в разы превышает скорость работы мерчендайзеров-людей. Например, робот Tally от Simbe Robotics способен за час провести ревизию полок в супермаркете среднего размера: проверить наличие товара, корректность выкладки, соответствие цен прейскуранту.

Места продавцов-консультантов постепенно занимают «умные» колонки с голосовыми помощниками. Уже скоро такие устройства будут установлены в большинстве супермаркетов и торговых центров, — считает Руслан Шагалиев, руководитель проектов компании DIS Group. Девайсы смогут не только отвечать на вопросы об ассортименте и наличии товара, но и давать персонализированные рекомендации, учитывая опыт предыдущих покупок клиента, его предпочтения и уровень дохода.

«В будущем персонал в магазине может остаться только с целью «живого общения» с покупателем, а в это время весь процесс будет обслуживать автоматика», — уверен Михаил Замыцкий, директор по развитию «Ситилинк».

• Отказ от кассиров

Мировые ритейлеры активно тестируют бескассовую оплату. Британская сеть «Tesco» запустила пробную версию нового мобильного приложения Scan Pay Go, позволяющего клиентам самостоятельно сканировать и оплачивать продукты при помощи смартфона, минуя традиционные кассы. Подобное нововведение также пробует использовать розничная сеть Sainsbury.

«Технология бескассовой оплаты — одна из наиболее перспективных инноваций в ритейле, — считает Юрий Шишкин, владелец диджитал-агентства 24ttl. — Принцип уже реализован в магазине Amazon Go, где учет выбранных товаров ведется с помощью камер трекинга. При входе покупатели должны синхронизировать свой телефон с системой в приложении Amazon Go, через которое и происходит оплата».

Другой пример бескассовых продаж — приложение WeChat китайской компании Tencent. WeChat уже давно работал с этой технологией по микроплатежам, но в этом году выступил с новым решением. Им стала реализация системы бескассового расчета в сети супермаркетов Carrefour в Китае, где оплата товаров происходит после сканирования QR-кода в приложении.

«Такие технологии, по сути, превращающие смартфон покупателя в персональную кассу, не только экономят время, деньги и позволяют избавиться от очередей, — говорит Юрий Шишкин. — Они также являются удобным инструментом сбора данных о покупателе как из офлайн-, так и онлайн-каналов. Это помогает выстраивать маркетинговые стратегии, готовить персональные предложения и получать большой объем Big Data для анализа».

• Роботизация складов

Гиганты мирового ритейла уже активно применяют складскую робототехнику. Например, на складах Amazon трудится более 100 тысяч роботов. Их использование помогло ритейлеру снизить операционные расходы на 20%.

Практически полностью роботизировал склад британский ритейлер Ocado. Помещение выглядит как многоуровневая конструкция, заполненная ячейками с товарами. Сверху по рельсам передвигаются роботы: они находят в ячейках нужные товары, формируют заказ и передают человеку для финальной упаковки.

Полностью роботизированный пункт выдачи заказов открыла испанская одежная сеть Zara. В нем роботы собирают онлайн-заказы на складе и выдают их клиентам. Пункт оборудован терминалом с сенсорной панелью и сканером QR-кодов. Код покупатель получает при оформлении заказа на сайте. По нему система и находит покупку.

«Тренд оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов будет укрепляться, — полагает Татьяна Вандышева, директор по развитию бизнес-приложений и сервисов компании «Инфосистемы Джет». — Роботизация складов и распределительных центров станет привычным явлением. Рост себестоимости заставит сети внедрять инструменты динамического планирования остатков, поддерживаемые ML-технологиями».

К 2021 году Amazon планирует открыть 3 тысячи магазинов без персонала. Если это произойдет, Amazon Go станет одной из крупнейших сетей США. Уже до конца текущего года будет открыто 10 автоматизированных торговых точек, в 2019 году их число достигнет 50. Год назад китайский BingoBox озвучивал планы запустить 5 тысяч своих магазинов, в том числе, за пределами страны — в Европе, Малайзии и Южной Корее.

С технологической точки зрения создание полностью автоматизированных магазинов в России не является проблемой уже много лет, — считает Алексей Жаворонков, директор по работе с корпоративными клиентами компании «КРОК». Однако дальше пилотных проектов эти инициативы не ушли. Основная причина, по мнению эксперта, в том, что сейчас магазины подобного типа неудобны покупателям.

«Нет единых стандартов для автоматизированного обслуживания, и каждый проект реализуется на своем стеке технологий. В итоге во время шопинга в таких магазинах покупатель вынужден все время подстраиваться под их разные интерфейсы и форматы обслуживания. В ситуации, когда через дорогу есть привычный классический магазин, автоматическая торговая точка превращается в развлечение для «техногиков». И это не зависит от сегмента», — говорит Алексей Жаворонков.

На консервативность российских потребителей обращает внимание Елена Пономарева, генеральный директор научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов». В отличие от европейцев, россияне с большим недоверием относятся к любым нововведениям, — говорит эксперт. Кроме того, они ориентированы на коммуникации с персоналом торговых точек. Особенно это касается людей старшего возраста, для которых технологии часто становятся причиной стресса. Поэтому велика вероятность, что они будут выбирать традиционные супермаркеты.

«Очевидно, что автоматизированные магазины выгоднее классических, — комментирует Алексей Жаворонков. — Поэтому в момент, когда интерфейсы станут более-менее стандартизированными, а конкуренция между продавцами достигнет очередного пика и выйдет на виток обострения, возможно, ритейлеры практически одновременно перейдут на автоматизированные магазины для снижения своих затрат и повышения прибыли. А люди привыкнут».

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar