Вчера МТС впервые представила финансовую отчетность, в которой консолидированы результаты «Комстара». Президент МТС МИХАИЛ ШАМОЛИН рассказал корреспонденту РБК daily АНТОНУ БУРСАКУ, в чем была логика сделки по покупке «Комстара», чего МТС ждет от предстоящего размена активами между АФК «Система» и «Связьинвестом», а также объяснил, почему оператор не боится оттока абонентов, связанного с покупкой «Евросети» «ВымпелКомом».
— Каковы для вас основные итоги 2009 года?
— Мы неплохо прожили кризисный год: нарастили выручку в национальных валютах практически на всех рынках присутствия группы, заплатили самые большие дивиденды из всех сотовых операторов (за 2008 год более 39,4 млрд руб. — РБК), сохранили абонентов и даже немного увеличили абонентскую базу.
Сейчас уже можно сказать, что угрозы, связанные с риском оттока абонентов из-за того, что один из наших конкурентов де-факто получил контроль над крупнейшим сотовым ритейлером страны — «Евросетью», не материализовались. Этого не произошло во многом потому, что нам удалось оперативно, меньше чем за год, отстроить свою мобильную розницу, и это я считаю одним из основных достижений этого года. Фактически за девять месяцев наша розница заняла 12% рынка сотового ритейла, и сегодня мы продаем порядка миллиона трубок за квартал по сравнению с 142 тыс. трубок в начале пути — в первом квартале 2009 года. Мы построили более 2 тыс. собственных магазинов, подключили к сети более тысячи франчайзинговых салонов.
В прошлом году МТС стала другой компанией: приобретя «Комстар», мы активно начали развивать фиксированный ШПД, телевизионный бизнес. По сути, через «Комстар» мы получили контроль над МГТС, что обеспечивает нам возможность разрабатывать и предлагать рынку предложения, объединяющие в себе две, три или четыре услуги по одному каналу в комбинации с мобильными продуктами МТС. Эта сделка обеспечивает нам возможность кросс-продаж и совместных предложений на одном из ведущих рынков страны.
Также в 2009 году мы заключили сделку по приобретению оператора магистральных сетей «Евротел», которая серьезно укрепила наши позиции на рынке оптоволокна. Благодаря сделке мы планируем экономить существенные деньги на межоператорском трафике.
— Вы не раскрыли финансовые показатели розницы, она сейчас рентабельна?
— 2009 был годом активных инвестиций в строительство и переоснащение магазинов, по ряду причин бухгалтерского характера мы не можем списать эти затраты в CAPEX. Если не учитывать этого нюанса, розница прибыльна уже сейчас. При этом очевидно, что в этом бизнесе норма рентабельности существенно ниже, чем в нашем основном бизнесе — сотовой связи. Это оказывает определенное влияние на маржинальность группы в целом, но влияние розничного бизнеса на маржинальность находится на приемлемом для нас уровне.
— В обозримом будущем весьма вероятно закрытие сделки по обмену пакета «Комстара» в «Связьинвесте» на пакет в МГТС и списание долга «Сбербанку». В плане операционного управления эта сделка что-то для МТС изменит?
— В плане влияния на операционный бизнес мы не ожидаем существенных изменений. Если сделка будет реализована в том виде, в каком она предполагается, это прежде всего позволит «Комстару» освободиться от бремени долга, который мы сейчас вынуждены консолидировать в своей отчетности. Поэтому обмен с государством — оптимальный вариант.
— Известно, что вы будете продавать с «Комстаром» совместные предложения. Какие еще точки соприкосновения по синергии с «Комстаром»?
— Есть много точек соприкосновения: это и совместное планирование, инвестирование в сеть, совместное использование контактных центров, бухгалтерских центров, совмещение офисов в регионах и т.д. При этом не следует забывать, что наше приобретение «Комстара» в первую очередь было нацелено на получение возможности работы с фиксированным ШПД. Логика развития рынка и действия конкурентов обязывали МТС стать крупным игроком на рынке фиксированной связи. Но, не имея контроля в «Комстаре», мы не могли использовать ресурсы и рыночный потенциал этой компании, а выходить на этот рынок самим было также нелогично. Мы бы вошли в ситуацию лобовой конкуренции между двумя «дочками» одного холдинга. Так что покупка «Комстара» была лучшим вариантом.
— Каков синергетический эффект от этой сделки в финансовом планe?
— Владение 50% плюс одной акцией «Космстара» дает нам выигрыш в 200 млн долл.
— А если вы выкупите остальные акции?
— Выигрыш будет больше, но озвучивать цифры пока рано.
— Исходя из материалов МТС, ваши капзатраты в 2010 году могут составить около 2,5 млрд. Каковы основные направления инвестиций?
— Мы говорим только о том, что CAPEX составит 22—24% от выручки, а выручка вырастет на 5—10%. Абсолютных цифр мы давать не можем. Что касается направлений инвестиций, одним из основных станет развитие наземной инфраструктуры, в том числе магистральных сетей и т.д. В конечном итоге это позволит нам обеспечить высокую скорость передачи данных в сетях.