ГК «Ташир» открыла в Ростове свой ТРЦ «Рио» общей стоимостью $170 млн. Якорными арендаторами в нем стали «Наш гипермаркет», принадлежащий компании «Седьмой континент», «Эльдорадо», гипермаркет стройматериалов «Наш Дом» и кинотеатр входящей в «Ташир» сети «Синема Стар». Сейчас ТРК заполнен арендаторами на 60%. По мнению экспертов, в Ростове у девелопера могут возникнуть трудности из-за неудачного расположения и высокой конкуренции.
Вчера в Ростове открылся торгово-развлекательный центр «Рио». Пятиэтажный ТРЦ общей площадью 100 тыс. кв. м разместился на проспекте Нагибина, неподалеку от своего основного конкурента — ТРК «Горизонт» Виталия Мазина. Инвестор — ГК «Ташир» Самвела Карапетяна — вложила в строительство порядка $170 млн.
Основными арендаторами площадей центра стали «Эльдорадо», гипермаркет «Наш Дом» и шестизальный кинотеатр сети «Синема Стар» (входит в группу «Ташир»). «Наш гипермаркет», принадлежащий компании «Седьмой континент», является собственником своих площадей. Кроме якорных арендаторов на территории Рио находятся магазины Zolla, O’Stin, Gloria Jeans, Incity, Modis, Savage, Pierre Cardin, Woolstreet, Centro, Randez-vous, «Пан Чемодан», Kids Garden, «Л’Этуаль», Vito Ponti, «Красный Куб», часовые и ювелирные бутики, ресторан «Ассорти». Развлекательная зона занимает один этаж. Помимо кинотеатра имеется ледовый каток, боулинг, детский игровой центр, а в дальнейшем планируется открытие фитнес-зала. По данным ГК сейчас, площади ТРЦ заполнены на 60%.
Вице-президент ГК «Ташир» Илья Иляев рассчитывает, что посещаемость нового ТРЦ составит от 20 до 50 тыс. человек в день. Между тем, «Рио» оборудован парковкой на 1 тыс. машиномест, но не имеет собственной транспортной развязки. Ее строительство, по данным господина Иляева, будет закончено к 2014 году. Развязка представляет собой отдельный спуск с улицы Нансена. Пока что проект дороги не готов.
Группа компаний «Ташир» основана в 1999 году предпринимателем Самвелом Карапетяном. Объединяет более 200 компаний. По данным на конец 2011 года Tashir Group построила и управляет более чем 65 объектами коммерческой недвижимости общей площадью свыше 1,7 млн. кв. м. «Рио» в Ростове стал 13-м ТРЦ группы под этим брендом.
Напомним, ТРЦ на Нагибина начала строить с 2008 года компания «Седьмой континент» под брендом «Шоколад». Из-за отсутствия средств в кризис проект несколько раз откладывался. В 2010 году 51% долю в региональных «Шоколадах» выкупила группа «Ташир». В итоге ТРЦ поменял концепцию и бренд. «Сейчас у „Седьмого континента“ в „Рио“ осталась только площадь, которую он занимает»,— говорит советник вице-президента «Ташира» Марина Газе.
Эксперты называют большинство проектов «Рио» довольно успешными, однако в Ростове, по их мнению, у него могут возникнуть сложности. «Любая торговля стоит на трех китах — локация, локация и еще раз локация. Запускать проект, не обеспечив его предварительно дорожной инфраструктурой, не слишком дальновидно. Безусловно, первое время покупатели пойдут в ТРЦ, однако в дальнейшем трафик может снизиться»,— рассуждает генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков.
В свою очередь гендиректор ростовского АН «Парус» Максим Хмель отмечает близость главного конкурента «Рио» — ТРК «Горизонт». По его мнению, «Рио» будет трудно соперничать с ним, так как в случае с «Горизонтом» речь идет о целом торговом кластере — рядом с ТРК расположено множество других торговых площадок, которые привлекают дополнительное количество посетителей.
«„Рио“ вполне уживется рядом с „Горизонтом“. Они не конкуренты и достаточно быстро новый ТРЦ получит такой же трафик, как у „Горизонта“ — просто он сядет на другие транспортные потоки»,— не соглашается Михаил Хабнер из «Хабнер и К: коммерческая недвижимость». «Как показывает практика Санкт-Петербурга, по соседству могут стоять два крупных развлекательных центра. К примеру, в городе на расстоянии нескольких сотен метров открылись 100-тысячник „Стокман“ и „Галерея“ (более 100 тыс. кв. м), при этом трафик равномерно распределился между ними. А вот „Икеи“, построенные на окраинах, как раз почувствовали отток посетителей. Люди просто привыкли ездить на меньшие расстоянии и отдыхать в центре города»,— отмечает Иван Федяков.
По оценке INFOline, насыщенность рынка Ростова площадями в торговых центрах (в расчете на тысячу человек) в конце прошлого года находилась выше среднероссийского уровня и имела тенденцию к росту. До наступления экономического кризиса этот рост был более интенсивным — 27% в среднем за год в период с 2000 по 2008 год включительно, а в период с 2009 года по 2011 год он составил составил 16%. Крупнейшими торговыми центрами города (от 100 тыс .кв. м) являются «Икеа», «Золотой Вавилон», «Горизонт» и «Рио».
Ростовский риэлтер, попросивший не называть его имени, считает, что успешность нового ТРЦ во многом будет зависеть от ценовой политики его руководства в отношении арендаторов. «Лучшие условия арендных договоров позволят „Рио“ переманить к себе недовольных из других ТРЦ»,— говорит он. По оценке Максима Хмеля, средняя арендная ставка по городу составляет 3 тыс. руб за 1 кв. м в месяц.