Столичный стрит-ритейл, похоже, наконец-то "воспрянул ото сна". Год назад ситуация в этом сегменте была близка к панике: покупатели резко сократили свои расходы, ритейлеры начали массово сниматься с насиженных мест, а собственники помещений вместо прибыли подсчитывали убытки от пустующих площадей. Через полгода страх сменился растерянностью: игроки рынка постепенно адаптировались к последствиям кризиса, однако по-прежнему не могли четко сформулировать собственную стратегию развития.
Сейчас все более или менее встало на свои места: в гонке на выживание определились победители и проигравшие, ротация арендаторов стала менее активной, а уровень вакансии в ключевых торговых коридорах начал постепенно снижаться. Более того, эксперты отмечают, что некоторые локации постепенно начинают приобретать своеобразную "специализацию", притом, что раньше распределение арендаторов было ровнее.
Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Московском регионе: "Обувные сети очень по-разному себя чувствуют в стрит-ритейл-форматах, кроме них нет понимания как работать у ювелирных сетей: ставки им особо не снижают, при этом выручка серьезно упала. Просели и интерьерные "премиум"-магазины, они продолжают закрываться на Кутузовском и Ленинском проспектах, одежда продолжает "падать" в оборотах на Тверской улице, при этом растет оборот этого сегмента на Кузнецком мосту и прилегающих улицах. По-прежнему активно развиваются рестораны, банки, хозяйственные магазины, косметика и парфюмерия, некоторые аксессуарные сети. В ключевых локациях активен общепит: Патриаршие пруды, Кузнецкий мост, Чистые пруды, Третьяковская, представляющие собой сформировавшиеся f&b кластеры. Комсомольский проспект также становится популярной локацией для рестораторов, но большая часть этой локации сфокусирована на товарах для дома и ежедневного спроса. Якиманка начинает формироваться как люксовый кластер. Никольская, наоборот, приобретает черты настоящего ТРЦ: в течение 3 лет там сформируется концепция микса из одежды, обуви, украшений, общепита и услуг всех ценовых уровней".
При этом, по данным компании JLL, самым востребованным на сегодняшний день торговым коридором Москвы стал Арбат: доля пустующих площадей за первый квартал здесь сократилась до 6,3%. Наибольшую активность в этой локации проявляют кафе и рестораны. В топ-3 востребованных среди арендаторов улиц также вошли Тверская и Мясницкая, где уровень вакансии держится на отметках в 6,5 и 6,8% соответственно.
Доля вакантных помещений в среднем по рынку оценивается в 12,5%, и это можно было бы назвать хорошей новостью, если бы не существенный разброс показателей. К примеру, на Новом Арбате пустует уже 10,3% площадей, в Столешниковом переулке— 15%, на Кузнецком мосту — 18,8%, а на Никольской — все 28%.
Что касается активности арендаторов, то тут безусловное лидерство принадлежит общепиту, захватившему 31% рынка стрит-ритейла, причем на некоторых улицах, например, на той же Мясницкой, это значение достигает 44%. Второе место с существенным отставанием принадлежит банкам и компаниям сферы услуг с их 17%, а третье место закрепилось за магазинами по продаже одежды, обуви и аксессуаров, которым принадлежит 12,5% рынка.
Собственники помещений, год назад готовые почти на любые уступки, чтобы не потерять арендаторов, теперь действуют по обстоятельствам. Разумеется, рынок в основном перешел на рубли, а размер скидок зависит от востребованности локации: в проблемных зонах дисконт по-прежнему может доходить до 30%, а собственники помещений зачастую соглашаются на оплату в виде процента с товарооборота. Но если дела в том или ином торговом коридоре идут на лад, арендодатели уже не склонны проявлять былую гибкость.
Юлия Назарова, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве: "Арендные ставки в стрит-ритейле стабилизировались, поэтому практически по всем помещениям мы говорим о рублевой аренде. В связи с тем, что объем вакантных помещений постепенно сокращается, скидки и уступки со стороны собственников уже становятся не настолько актуальны. Процент с товарооборота — это, скорее, исключение для крупных международных операторов и в основном применяется совместно с фиксацией минимальной арендной платы. Активность международных и российских ритейлеров на столичном рынке достаточно высока. В текущих условиях собственники помещений готовы фиксировать ставку в рублях при долгосрочной аренде, что позволяет ритейлеру при открытии магазина более точно прогнозировать свою экономическую модель, без валютных рисков в арендной плате, что особенно важно при рублевом доходе".
Отчасти благодаря действиям городских властей, направленным на расширение пешеходных зон, столичный стрит-ритейл после преодоления кризиса может стать одним из наиболее доходных и привлекательных сегментов. Уже сейчас российские и зарубежные компании все чаще задумываются об открытии флагманских бутиков именно в этом формате, пользуясь относительной лояльностью собственников и возможностью выбора среди пустующих площадей.