Кризис привел лишь к количественным изменениям на московском рынке рекрутинговых услуг: уменьшились и объем рынка, и число рекрутинговых компаний. Качество услуг осталось на прежнем уровне — такой вывод можно сделать из результатов очередного исследования рынка кадровых агентств, проведенного Ассоциацией менеджеров в сотрудничестве с «Агентством Контакт» (инициатор исследования) и рекрутинговыми компаниями: Consort Group, Morgan Hunt, Antal Russia, Cornerstone и «Империя кадров».

Подобные исследования проводятся с 2004 г., рассказала Алена Занегина, директор по развитию бизнеса компании «Агентство Контакт». Не проводились они лишь в самый разгар кризиса. В 2010 г. немного изменилась методика: раньше компании-участники отбирались по двум критериям — обороту и частоте упоминаний в СМИ. Теперь от второго критерия решили отказаться. Консультантов интересовали общие характеристики рынка и вопросы, связанные с производительностью труда, например средняя выручка на одного сотрудника, среднее количество трудоустроенных кандидатов, сроки закрытия вакансий, размеры гонораров агентств. Анкеты были разосланы 194 рекрутинговым компаниям, информацию о себе предоставила 81 из них. В список приглашенных не были включены компании зарубежного происхождения, занимающиеся лишь услугами по поиску менеджеров высшего звена, такие как Amrop или Egon Zehnder, отметила Занегина.

Оборот рынка рекрутмента Москвы в 2009 г. составил $195 млн, что на 30% меньше, чем двумя годами ранее. Уменьшилось и число рекрутинговых компаний. Если в 2008 г. их насчитывалось около 300, то к началу 2010 г. осталось лишь около 200, говорит Занегина. Экономический спад почти не повлиял на производительность труда: в среднем ежемесячная выручка сотрудника, специализирующегося на поиске руководителей высшего звена, — 922 230 руб., на подборе менеджеров среднего звена — 285 041 руб. и, наконец, на трудоустройстве рядовых сотрудников — 203 384 руб. Эти показатели практически не зависят от времени и состояния отрасли, говорит Занегина. Да и разброс в производительности у разных компаний — участников исследования невелик. Впрочем, оговаривается она, инициатор исследования — один из участников рынка, поэтому он получил результаты лишь в обобщенной форме, как и все остальные его участники. Объем рынка оценивался на основе средних показателей производительности, говорит Занегина.

В прошлом году в холдинге «Анкор» выручка на одного специалиста по подбору средних менеджеров составляла примерно 300 000 руб., а вот у специалистов по топ-менеджменту показатель мог быть и больше 1 млн руб., замечает Татьяна Баскина, директор по рекрутменту холдинга. В компании Kelly Services среди сотрудников, работающих с топовыми позициями, эффективным считался тот, кто приносил 600 000 руб. в месяц, говорит директор по продажам Наталья Курантова. Но с показателем средней производительности по подбору рядовых сотрудников и среднего менеджмента она согласилась. «У многих компаний гонорары по подбору руководителей высшего звена упали меньше всего, а по самым низким позициям заметно уменьшились», — добавляет Баскина.

Самую высокую производительность показывают средние по размеру компании, отметили исследователи. Изначально предполагалось, что крупные компании должны работать лучше. По-прежнему большинство участников не разделяют услуги по поиску руководителей высшего звена и подбору менеджеров среднего, хотя технологии работы в этих сегментах сильно отличаются. «Четко классифицировать услуги рекрутмента так и не удалось», — сетует Баскина. Ценовая политика большинства компаний по-прежнему непрозрачна. Часто получается: кто лучше себя представил, тот и дороже себя продал, говорит Занегина.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments