По итогам 2012 года на рынке профессиональных покупателей рекламы вновь сменился лидер, свидетельствует подготовленный отраслевым изданием AdIndex специально для "Ъ" очередной рейтинг медиаагентств. Первое место c оборотом 17,9 млрд руб. теперь занимает агентство OMD Optimum Media, в прошлом году консолидировавшее у себя весь рекламный бюджет PepsiCo, включая поглощенный ранее "Вимм-Билль-Данн".
"Ъ" в десятый раз публикует рейтинг крупнейших российских агентств по объему закупок рекламы. Исходно это был совместный проект "Ъ" и журнала "Индустрия рекламы", с 2009 года, после того как "Индустрия рекламы" была закрыта, рейтинг для "Ъ" готовит отраслевое издание AdIndex.
В первом рейтинге по итогам 2003 года были ранжированы 30 компаний с общим оборотом в пересчете на рубли (тогда все бюджеты приводились в долларах) почти 45 млрд руб. с НДС. На этот раз в рейтинге присутствует уже 60 агентств, вместе они в 2012 году закупили рекламы на 207,4 млрд руб. Объем отечественного рекламного рынка (вместе с теми медиа, затраты на которые в рейтинге не учитываются) по итогам 2003 года Ассоциация коммуникационных агентств России оценивала в 80,7 млрд руб. также с НДС, по итогам 2012 года — уже в 351,4 млрд руб.
Десять лет назад первое место c оборотом более 3,8 млрд руб. занимало агентство Starcom. Оно же оставалось лидером рейтинга на протяжении шести лет. В первую очередь потому, что ключевым клиентом Starcom является крупнейший в стране рекламодатель — корпорация Procter & Gamble (P&G). Однако по итогам 2009 года первое место с оборотом 11,1 млрд руб. заняло уже агентство ZenithOptimedia. И эта смена также имеет простое объяснение: агентство, с 2006 года обслуживающее Nestle, консолидировало и все рекламные бюджеты L’Oreal. Два крупных рекламодателя объединили закупки (Nestle является совладельцем L’Oreal), и их совокупный бюджет превысил рекламные затраты P&G. По итогам 2009 года альянс L’Oreal-Nestle потратил на рекламу, по оценке AdIndex, почти 9,4 млрд руб., P&G — только 5,6 млрд руб. Благодаря альянсу ZenithOptimedia оставалось лидером рейтинга и по итогам 2010 года.
В рейтинге по итогам 2011 года на первое место с оборотом 14,1 млрд руб. вышло уже агентство Havas Media (ранее называлось MPG). В том году L’Oreal и Nestle снизили свою рекламную активность, тогда как ключевые клиенты Havas Media — Reckitt Benckiser, LVMH, Hyundai и Kia Motors, наоборот, ее увеличили. Кроме того, агентство стало работать с двумя новыми крупными клиентами — Heineken и входящей в первую десятку рекламодателей Danone, консолидировавшей в Havas Media еще и бюджет "Юнимилка", с которым объединила в СНГ свой бизнес.
По итогам 2012 года рейтинг возглавляет уже OMD Optimum Media с 17,9 млрд руб. Этот взлет также обусловлен крупным клиентским переходом. Одним из ключевых клиентов агентства является американская PepsiCo. В 2011 году она завершила покупку российского "Вимм-Билль-Данна" и объединила их закупки рекламы, став по итогам прошлого года уже четвертым по величине рекламодателем с бюджетом 5,8 млрд руб. (см. "Ъ" от 20 мая). Бюджет "Вимм-Билль-Данна", который исторически был больше, чем у PepsiCo, из агентства Maxus перешел в OMD Optimum Media. Кроме того, до 2012 года закупками рекламы для Frito Lay, одного из подразделений PepsiCo, занималось агентство OMD Media Direction, которое, хотя и является, как и OMD Optimum Media, частью американского коммуникационного холдинга Omnicom, в России входит в другую рекламную группу. С 2012 года закупки рекламы для Frito Lay также перешли в OMD Optimum Media.
PepsiCo, обеспечившая своему агентству первое место в рейтинге, в 2012 году оказалась одним из самых проблемных клиентов. В конце 2011 года корпорация отзывала с телеканалов свои бюджеты, чем осложнило агентству заключение сделок с телевизионными сейлз-хаусами на 2012 год. Крупнейший продавец телерекламы — группа "Видео Интернешнл" в феврале 2012 года признавалась, что на тот момент так и не договорилась с PepsiCo. "Сначала мы урегулировали все вопросы, связанные с сокращением клиентом бюджета в четвертом квартале 2011 года, и из-за этого несколько позже начали переговорный процесс по 2012 году",— объясняет управляющий директор OMD Optimum Media Станислав Лазарев.
|
Источник: AdIndex.
Место | Агентство | Бюджеты на закупки рекламы (млн руб. с НДС) | Крупнейшие клиенты (указаны в алфавитном порядке) | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 год* | 2011 год* | ||||||||||||||||
Телевидение | Пресса | Радио | Наружная реклама | Все медиа | Телевидение | Наружная реклама | Радио | Пресса | Все медиа | ||||||||
2012 год | 2011 год | Федеральное | Региональное | Тематическое | Спонсорство | В целом | |||||||||||
1 | 3 | OMD Optimum Media | 12 834 | 1 070 | 265 | 374 | 14 543 | 672 | 814 | 1 912 | 17 942 | 9 961 | 1 123 | 403 | 999 | 12 487 | Henkel, Nissan, PepsiCo |
2 | 2 | Starcom | 11 928 | 882 | 200 | 165 | 13 175 | 1 011 | 308 | 1 011 | 15 506 | 12 547 | 512 | 4 | 306 | 13 370 | Coca-Cola Co., Mondelez International, Procter & Gamble |
3 | 1 | Havas Media** | 11 742 | 1 167 | 325 | 189 | 13 422 | 1 073 | 196 | 325 | 15 017 | 12 021 | 717 | 113 | 1 216 | 14 066 | Danone, LVMH, Reckitt Benkiser |
4 | 5 | Vizeum | 9 519 | 899 | 192 | 313 | 10 923 | 532 | 342 | 1 072 | 12 870 | 9 601 | 901 | 323 | 696 | 11 520 | General Motors, Johnson & Johnson, «МегаФон» |
5 | 4 | ZenithOptimedia*** | 8 046 | 2 314 | 211 | 116 | 10 686 | 620 | 120 | 726 | 12 153 | 10 167 | 494 | 51 | 1 627 | 12 338 | L’Oreal, Nestle, Sanofi Aventis |
6 | 8 | Initiative | 10 174 | 502 | 251 | 123 | 11 049 | 377 | 270 | 447 | 12 140 | 7 666 | 480 | 15 | 257 | 8 418 | Unilever, «Вымпелком», «Евросеть» |
7 | 6 | MEC | 8 051 | 1 129 | 259 | 115 | 9 553 | 833 | 521 | 1 109 | 12 016 | 8 558 | 1 044 | 234 | 914 | 10 750 | Beiersdorf AG, Novartis, «Эльдорадо» |
8 | 14 | Media Instinct | 2 276 | 2 983 | 40 | 157 | 5 457 | 675 | 895 | 1 678 | 8 705 | 3 999 | 989 | 190 | 514 | 5 691 | Astellas, Ferrero, Mitsubishi |
9 | 9 | MediaVest | 6 705 | 760 | 136 | 38 | 7 639 | 237 | 101 | 586 | 8 564 | 6 672 | 634 | 111 | 327 | 7 743 | Avon, GlaxoSmithKline, Mars Inc. |
10 | 10 | Carat | 4 878 | 1 122 | 109 | 28 | 6 137 | 463 | 428 | 800 | 7 828 | 5 802 | 595 | 234 | 374 | 7 005 | OBI, «М.Видео», «Связной» |
11 | 13 | Mindshare | 4 808 | 19 | 159 | 88 | 5 074 | 553 | 463 | 1 312 | 7 402 | 3 629 | 1 397 | 108 | 635 | 5 769 | Ford, L’Etoile, LG Electronics |
12 | 12 | MediaCom | 3 104 | 673 | 178 | 75 | 4 029 | 1 158 | 270 | 722 | 6 180 | 3 251 | 730 | 200 | 1 619 | 5 801 | Bayer AG, Procter & Gamble, Volkswagen |
13 | 16 | «Аллен Медиа» | 1 092 | 1 724 | 9 | 11 | 2 837 | 744 | 957 | 779 | 5 316 | 2 829 | 578 | 510 | 806 | 4 723 | Mail.ru, «Аэрофлот», «Диод» |
14 | 11 | Dentsu-Smart | 2 724 | 451 | 108 | 601 | 3 884 | 314 | 560 | 321 | 5 079 | 4 548 | 637 | 280 | 607 | 6 072 | Berlin-Chemie Menarini, Toyota, Sony |
15 | 7 | Maxus | 3 857 | 150 | 94 | 8 | 4 109 | 332 | 213 | 379 | 5 033 | 8 145 | 569 | 93 | 344 | 9 150 | Efes Rus, Сбербанк, «Спортмастер» |
16 | 15 | UM | 2 077 | 1 072 | 35 | 34 | 3 217 | 416 | 226 | 446 | 4 304 | 4 478 | 313 | 14 | 274 | 5 080 | Microsoft, Sun InBev, «Никомед» |
17 | 20 | Ad O’clock | 2 414 | 1 331 | 3 | 34 | 3 781 | 96 | 42 | 107 | 4 026 | 2 165 | 194 | 45 | 669 | 3 073 | «Газпром», «Акрихин», Nokian Tyres |
18 | 22 | OMD Media Direction | 1 638 | 325 | 252 | 14 | 2 229 | 312 | 315 | 1 006 | 3 863 | 1 148 | 518 | 88 | 219 | 1 974 | Citroen, Media Markt, «Фрутоняня» |
19 | 18 | OMD AMS | 2 323 | 341 | 34 | 5 | 2 702 | 131 | 114 | 883 | 3 830 | 2 598 | 614 | 55 | 226 | 3 493 | Carlsberg, HP, Nissan |
20 | 21 | PHD | 1 462 | 675 | 59 | 27 | 2 222 | 464 | 224 | 612 | 3 523 | 1 819 | 409 | 140 | 271 | 2 638 | Peugeot, «Сакс», «Снежная королева» |
21 | 25 | LBL | 656 | 699 | 10 | 98 | 1 463 | 482 | 194 | 387 | 2 525 | 766 | 527 | 114 | 65 | 1 473 | Stada, «Ростелеком», «Эвалар» |
22 | 24 | Strong | 747 | 539 | 6 | 166 | 1 459 | 295 | 425 | 56 | 2 235 | 1 069 | 88 | 59 | 280 | 1 496 | Банк «Зенит», «Мясной дом Бородина», ТД «Экомир» |
23 | 23 | Mediaplan | 1 037 | 279 | 0 | 2 | 1 318 | 474 | 47 | 269 | 2 108 | 1 263 | 60 | 24 | 179 | 1 527 | Tinkoff Credit System, Dr. Reddy’s, «Объединенные кондитеры» |
24 | 19 | Starlink | 567 | 666 | 8 | 5 | 1 247 | 243 | 139 | 353 | 1 982 | 2 731 | 143 | 215 | 189 | 3 278 | Heinz, Альфа-банк, «ЦентрОбувь» |
25 | 26 | «Максима» | 435 | 35 | 10 | 2 | 481 | 137 | 143 | 1 082 | 1 843 | 348 | 719 | 40 | 244 | 1 351 | Газпромбанк, МТС, «Старик Хоттабыч» |
26 | 17 | Arena | 989 | 83 | 10 | 0 | 1 082 | 220 | 185 | 248 | 1 736 | 2 425 | 251 | 187 | 711 | 3 574 | Antonio Puig, «Актавис», «Детский мир» |
27 | 28 / 29 | Sorec Media**** | 561 | 219 | 33 | 0 | 813 | 92 | 469 | 310 | 1 684 | 846 | 153 | 41 | 65 | 1 105 | Ile de Beaute, «Детский мир», ЛУКОЙЛ |
28 | 35 | «Иммедиа» | 328 | 524 | 0 | 0 | 852 | 195 | 104 | 269 | 1 429 | 306 | 328 | 41 | 134 | 810 | «Домашние деньги», Останкинский МПК, Промсвязьбанк |
29 | 31 | Medialect | 0 | 262 | 0 | 0 | 262 | 177 | 26 | 953 | 1 417 | 58 | 697 | 41 | 271 | 1 068 | «М.Видео», «Седьмой континент», «Ренессанс Капитал» |
30 | 32 | Strategist | 178 | 66 | 0 | 5 | 249 | 852 | 136 | 135 | 1 371 | 260 | 53 | 6 | 710 | 1 028 | Savage, «Атлант», ТЦ «Савеловский» |
31 | 30 | Media First | 643 | 186 | 24 | 87 | 940 | 127 | 150 | 118 | 1 334 | 555 | 224 | 32 | 260 | 1 071 | KRKA, Mystery Electronics, Orkla |
32 | 27 | FCB Media | 467 | 44 | 4 | 69 | 585 | 226 | 206 | 264 | 1 282 | 705 | 198 | 97 | 149 | 1 150 | Honda, КаМАЗ, «Русский продукт» |
33 | 42 | Hidalgo | 448 | 15 | 1 | 12 | 476 | 173 | 351 | 67 | 1 066 | 221 | 138 | 34 | 40 | 433 | Ferrosan, Банк Москвы, «Дон-Строй» |
34 | 28 / 29 | «Аудио-Арт» | 312 | 147 | 10 | 2 | 471 | 84 | 227 | 208 | 990 | 600 | 164 | 177 | 163 | 1 105 | Mannol, Бинбанк, РЖД |
35 | 38 | MediaSelection | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 980 | 980 | 0 | 534 | 0 | 0 | 534 | Efes Rus, ТНТ, «ЭР-Телеком» |
36 | — | ACG | 262 | 368 | 0 | 2 | 632 | 43 | 32 | 233 | 940 | — | — | — | — | — | Mister Doors, «Авант Мобайл», «Маркетинг Лонж» |
37 | 37 | Total View | 0 | 66 | 0 | 7 | 73 | 114 | 309 | 422 | 919 | 2 | 167 | 263 | 141 | 574 | «Кораблик», Московский кредитный банк, Совкомбанк |
38 | 41 | MediaNet | 0 | 351 | 0 | 0 | 351 | 113 | 120 | 311 | 894 | 33 | 170 | 20 | 212 | 435 | DIM, Nissan (дилерские центры), НМЖК |
39 | 34 | Prior | 167 | 269 | 0 | 37 | 473 | 100 | 113 | 144 | 831 | 470 | 89 | 135 | 118 | 812 | Panasonic, Quiesser Pharma, «О’Кей» |
40 | 33 | МУВИ | 464 | 106 | 4 | 36 | 610 | 23 | 10 | 152 | 795 | 803 | 56 | 32 | 15 | 906 | Miele, Upeco, «Дон-Строй», «Кордиант», «Сапсан» (чай) |
41 | 51 | Media Partner | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 13 | 0 | 680 | 693 | 0 | 240 | 0 | 5 | 245 | Gencer, Major Auto, «Автомир» |
42 | 36 | ArtCom | 225 | 315 | 3 | 15 | 558 | 64 | 19 | 41 | 682 | 506 | 29 | 2 | 65 | 603 | Газпромбанк, «Кордиант», «Русская косметика» |
43 | 46 | «Бета» | 0 | 478 | 0 | 0 | 478 | 0 | 79 | 58 | 615 | 348 | 0 | 11 | 17 | 376 | «Посуда-Центр», «Тэском», «Юлмарт» |
44 | 40 | Mliner | 0 | 219 | 0 | 0 | 219 | 27 | 78 | 224 | 548 | 243 | 179 | 0 | 18 | 440 | Daichi, «Домашний Интерьер», «Независимость» |
45 | — | «Дельтаплан» | 0 | 278 | 0 | 0 | 278 | 1 | 52 | 213 | 543 | — | — | — | — | — | «Норд» (сеть магазинов), Связь-банк, «Терминал.Ру» |
46 | — | «Новые решения» | 15 | 72 | 14 | 0 | 102 | 0 | 418 | 18 | 537 | — | — | — | — | — | «Инком-Недвижимость», «Кант», ФСК «Лидер», «НДВ-Недвижимость» |
47 | — | NG | 260 | 0 | 4 | 74 | 338 | 30 | 40 | 113 | 522 | — | — | — | — | — | Пул официальных дилеров Infiniti, Nikon, «Инком-Недвижимость» |
48 | 47 | Aviator | 253 | 79 | 0 | 48 | 380 | 6 | 92 | 3 | 481 | 179 | 0 | 165 | 7 | 352 | Dyson, «Материа Медика», ТЦ «Персей» |
49 | 43 | Easy Media | 159 | 114 | 0 | 0 | 273 | 14 | 50 | 114 | 451 | 323 | 72 | 0 | 21 | 417 | «ЗАЗ Авторус», «Крокус Групп», «Русский стандарт» (банк) |
50 | 55 | MediaStorm | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 33 | 51 | 362 | 446 | 0 | 144 | 5 | 10 | 159 | «Инвесттраст», «Лексион Девелопмент», «Мортон» |
51 | 45 | Made | 332 | 4 | 0 | 0 | 337 | 13 | 38 | 9 | 398 | 281 | 0 | 68 | 36 | 386 | Hoffmann La Roche, Toshiba, Пенсионный фонд РФ |
52 | 48 | Sigma Media | 305 | 5 | 0 | 0 | 310 | 10 | 9 | 6 | 335 | 265 | 11 | 15 | 39 | 330 | Mirra, Pioneer, Strauss Group |
53 | 52 | Union Media Service | 230 | 10 | 0 | 53 | 294 | 20 | 0 | 5 | 319 | 99 | 0 | 24 | 68 | 192 | Scarlett, ТД «Арома», «ИнтерМедиаГруп» |
54 | — | Соус**** | 43 | 149 | 0 | 44 | 236 | 5 | 1 | 64 | 306 | — | — | — | — | — | Medical on Group, Knauf, Finn Flare |
55 | 53 | FD Media | 29 | 169 | 0 | 7 | 205 | 2 | 2 | 8 | 217 | 165 | 4 | 0 | 0 | 170 | Единая городская служба недвижимости, «Мартин», «Холодильник.Ру» |
56 | — | «Игроник» | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 184 | 184 | — | — | — | — | — | Банк Москвы, «СпортКар Центр Порше», «Трансаэро» |
57 | 49 | «Таргет-медиа» | 27 | 33 | 4 | 17 | 81 | 17 | 27 | 21 | 146 | 275 | 5 | 1 | 27 | 308 | SAXO-Bank, «АБИ-продакт», «Польфа Варшава» |
58 | — | «Вайтэл» | 12 | 109 | 0 | 6 | 127 | 3 | 6 | 5 | 141 | — | — | — | — | — | «Астеллас Фарма», «Декатлон», «Морозко» |
59 | 56 | TT Media | 3 | 5 | 0 | 0 | 8 | 63 | 26 | 19 | 117 | 7 | 35 | 27 | 39 | 108 | Anvimax, Hh.ru, «Биайна» |
60 | 54 | Megart | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 19 | 4 | 36 | 60 | 119 | 30 | 0 | 14 | 163 | «Галерея меха», «Гарант», «Ригла» |
Источник: AdIndex.
Как считался рейтинг
Правила игры
Рейтинг медиаагентств является производным от другого рейтинга, который для "Ъ" готовит отраслевое издание AdIndex,— крупнейших рекламодателей. Он, в свою очередь, базируется на данных TNS Russia и "ЭСПАР-Аналитик". Учитываются затраты только в тех медиа, где есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе и наружной рекламе. В этом году редакция AdIndex впервые оценила и бюджеты на медийную интернет-рекламу (баннеры, всплывающие окна и другие форматы), но при подготовке уже агентского рейтинга было решено затраты клиентов на интернет по-прежнему не учитывать: корректно подсчитать выделяемые на него бюджеты пока не представляется возможным.
По другим медиа методика оценки в этом году была серьезно усовершенствована: теперь AdIndex считает затраты не только на федеральное и региональное ТВ, но и на тематические каналы, распространяющиеся через кабель и спутник, а также отдельно оценивает спонсорские бюджеты (полностью методика изложена на сайте AdIndex). Поэтому сравнивать бюджеты рекламодателей за 2012 и 2011 годы некорректно. Соответственно, не приводится динамика и по оборотам агентств.
Следующий этап при работе над агентским рейтингом — сверка клиентских листов. Одного и того же рекламодателя нередко обслуживают сразу несколько агентств, выполняя для него закупки по разным медиа, отдельным брендам или периодам размещения. До сих пор агентства не скрывали от AdIndex эту информацию. В этом году впервые отказались представить свои клиентские листы агентства, входящие в холдинги Vivaki и Group M, а в Aegis Media назвали клиентов только одного агентства.
В Vivaki это объяснили тем, что AdIndex прекратил сотрудничество с Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР). Group M, как утверждает ее представитель, также не принимают участие в рейтингах, "не соответствующих индустриальным стандартам". По этой же причине юридический департамент Aegis Media "порекомендовал воздержаться" от детализации информации по клиентам. Еще в 2012 году редакция AdIndex перестала указывать АКАР как партнера при подготовке рейтинга, решив, что ее помощь минимальна. В этом году АКАР решила делать свой собственный рейтинг.
Тем не менее на основе данных от сейлз-хаусов, информации из открытых источников и клиентских листов Vivaki, Group M и Aegis Media за предыдущие годы редакция AdIndex оценила обороты их агентств. Цифры были отправлены в холдинги, ответа не последовало. Другие участники рынка — АДВ, OMD OM Group, Twiga, OMD MD/PHD Group, Media Arts, Gram и др.— активно участвовали в усовершенствовании методики и без проблем представили свои клиентские листы.