5 июня 2013 г. в Москве состоялась встреча первых лиц розничной торговли Retailer Index Day. Около 400 топ-менеджеров собрались в Lotte Hotel Moscow, чтобы обсудить перспективы 500 игроков ритейла, вошедших в рейтинг Retailer Index, и поздравить Retailer.RU с 10-летием.
На второй сессии для обсуждения показателей рентабельности и возврата инвестиций собрались Антон Титов, генеральный директор «Обувь России», Дмитрий Мильштейн, финансовый директор «Евросеть», Сергей Саркисов, вице-президент «Новард» (сеть «Эконика»), Максим Щёголев, директор по интеграции и развитию форматов «Лента», и другие ритейлеры.
Ведущим второй сессии Retailer Index Day выступил Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group. Топ-менеджер отметил, что рынок изменчив и не всем, даже официальным данным, можно верить. В сложившейся ситуации, по мнению эксперта, виноваты в том числе и сами ритейлеры.
«Эта оценка — начало работы. Если мы хотим получить объективный рейтинг, то нам надо осуществлять максимальную помощь. Если вам кажется, что методология в каком-то аспекте не верна, давайте предлагать варианты, тогда индекс, который запустил ИД Retailer, оживет».
Далее выступил Сергей Саркисов, вице-президент «Новард» (сеть «Эконика»), который предложил в следующий раз в работе над рейтингом опираться на аудированные данные отчетности, а не на статистику или информацию, полученную в устной беседе от компании.
«Заинтересованность компаний в достоверном отображении данных очевидна. Особенно, если компания рассчитывает получить «длинные» деньги», — считает Сергей Саркисов.
Затем Наталья Ризова, главный редактор журнала Retailer Magazine, озвучила выявленные в ходе исследования тенденции: компании с минимальным и максимальным уровнем долговой нагрузки, а также динамику уровня долговой нагрузки в разрезе рынков и «весовых» категорий розничных компаний.
Дискуссия разгорелась как только Наталья Ризова озвучила первые данные, однако участникам мероприятия куда интереснее были не данные, а методология расчета. Например, Максим Щёголев, директор по интеграции и развитию форматов «Лента», считает, что нужно оценивать не только ритейловую часть бизнеса, но всю группу компаний в совокупности. «Совокупность долгов по развитию, совокупность долгов по объектам недвижимости и еще по массе критериев. А если рассматривать только операционную компанию, то она будет чиста», — считает ритейлер.
По мнению Дмитрия Мильштейна, финансового директора компании «Евросеть», методология расчета долговой нагрузки существует уже давно и для каждого сегмента есть свои показатели. По его мнению куда важнее, сегодня оценивать бизнес с другой точки зрения: «Насколько перспективен рынок, в котором работают те или иные компании, какую долю они на нем занимают, на что планируется потратить заемные средства».
Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети «Ригла», заявил, что готов участвовать в рабочих группах и помогать в составлении рейтинга.
Было сказано:
Александр Борисов, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка:
«В нынешних условиях быть «середничком» очень плохо. Это значит, что половина тебя обгоняет. Однако перспективы развития розничного нормальные, так как 16 трл руб. лежит на депозитах у граждан. А это отложенные инвестиции в ритейл».
Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group:
«Рейтинг — это наше совместное дитя. Давайте предоставлять данные, иначе доверия не будет ни к нам, ни к рейтингу».
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer:
«Наш бизнес — это самый большой индикатор вашего рынка. До 2008 г. тележки для супермаркетов отгружали вагонами. Потом они стали вам не нужны… но еще раньше они перестали давать нам рекламу».
Антон Титов, генеральный директор «Обувь России»:
«Цифры разнятся в разных отчетностях. И это проблема не журнала. Причина в том, что многие отрасли не прозрачны. Рейтинг станет полезным, если он просуществует лет пять и им начнут пользоваться финансовые институты. Сейчас рейтинг больше информационный».