Рассказывает директор по развитию ГК «Алекс-Ростов», Сергей Рогузько. 

 

 

 

 

Плагиат в розничной торговле  – это самый легкий путь быстро привлечь внимание потребителя. Торговая марка – это интеллектуальный продукт любой компании. На российском рынке серьезно к торговым маркам не относились до той поры, пока Олег Тиньков, уникальнейший человек, которого я очень почитаю, не доказал, что стоимость компании за счет раскрученной торговой марки повышается.

— Сергей, можете ли Вы привести примеры плагиата в розничной торговле?

— У меня в памяти сохранилась очень примечательная история, случилась довольно давно, года три назад. Тогда, в Таганроге (Ростовская область), владелец двух местных магазинов посетил Москву и, увидев там магазины «Седьмой континент», назвал свои также. Эти таганрогские «Седьмые Континенты» успешно работали. И, как я понял, в том случае, это было выгодно московской сети, так как в то время многие компании заявляли о региональной экспансии, и паразитирующие на торговых марках субъекты были выгодны всем. На вопрос о таганрогских магазинах, собственные они или франчайзинговые, можно было получить уклончивый ответ с намеком, что региональная экспансия уже началась.

— То есть, настоящий «Седьмой Континент» был в курсе существования этих магазинов?

— Да, конечно. Я лично вручил Председателю совета директоров "Седьмого Континента" Владимиру Карнаухову фотографии, но не получил никаких комментариев. Все прекрасно все понимали. И именно в тот период, одним из первых заявил о региональной экспансии как раз «Седьмой континент». Со временем эти 2 магазина в Таганроге были поглощены оптовой компанией. Они и сейчас работают, но под другим названием.

Была еще «Копейка». Этот случай интересен тем, что визуально бренд был практически полностью скопирован, с небольшими изменениями цветов. Этот магазин уже закрыт, с собственником произошел неприятный случай, он погиб. Магазин был куплен другим оператором, естественно, они не стали рисковать этой вывеской и сразу ее сняли.

Помимо этого случая, есть еще несколько магазинов в Ростовской области, работающих под вывеской «Копейка».

— Как к этому относятся москвичи?

— Как я понимаю, на данный момент их не сильно эти факты беспокоят. Они понимают, чем больше шума вокруг федерального бренда, тем лучше в какой-то мере для самой сети. У нас в городе, кстати, есть мини «О’КЕЙ», работающий поблизости от настоящего гипермаркета «О’КЕЙ», и магазин с вывеской «Перекресток».

Еще один показательный пример, розничная сеть «Магнит». Когда они регистрировали свою торговую марку, выяснилось, что в рознице уже зарегистрировано название «Магнит» неким московским предприятием. Тогда, настоящий «Магнит» зарегистрировал свою марку под классификатором «оказание консультационных услуг». А когда они собрались на IPO, выяснилось, что эта торговая марка принадлежит предпринимателю, который купил ее за 10 тысяч долларов у московской компании. У него 2 или 3 магазина в Воронеже, торгует электроникой. Это уникальный случай показывает несерьёзное отношение со стороны «Магнита» к своей торговой марке.

Что касается российского рынка розничной торговли в целом, все компании, которые делают громкие заявления о том, что они готовы конкурировать  с любыми транснациональными операторами, в любом случае делали либо зеркальную, либо не зеркальную, торговую марку, созвучную с какими-то аналогами за рубежом: «Мосмарт», «Мегамарт», «Перекресток» – перевод названия аналогичной французской сети.

А вот посмотрите на эту фотографию: краснодарская ИКЕА

Я думаю, пока ИКЕА нет в Краснодаре, ничего им не может грозить. Возможно, IKEA будет приятно удивлена. Предприниматель, который оформил магазин в характерном фирменном стиле шведской компании, попал в «яблочко». Это отличный ход по привлечению покупателей. Собственно, сам магазинчик маленький, всего порядка 100 кв. м., а покупатель идет, потому что IKEA у всех на слуху.

В любом случае, культура отношения к интеллектуальной собственности в России еще не развита. Когда владелец магазина пишет на стене IKEA, понимая, что это привлечет внимание покупателя, и он паразитирует на торговой марке, это уже, по сути, воровство.

В заключение добавлю, любой значок в торговле – это гарантия, стандарт, соблюдение качества и определенный формат торговли. Есть люди знающие, есть специалисты и профессионалы, а есть просто люди, которые, услышав рекламу – придут в магазин, который может оказаться паразитирующим на торговой марке, и в нем вряд ли покупатель получит соответствующее качество и цену, гарантированную в рекламе оригиналом. Это породит недовольство покупателей и может нанести ущерб компании, на чьей марке паразитируют. Для России характерно очень быстрое широкое распространение негатива.

Я думаю, с приходом в Южный Федеральный Округ крупных сетевых игроков, вопрос о плагиате встанет более остро.

 

Сергей Рогузько, директор по развитию ГК «Алекс Ростов», сеть универсамов «В 2 шагах». В ГК «Алекс Ростов» с 2004 года. С 2002 по 2004 годы  занимался развитием с нуля магазинов в формате «универсам» торговой сети «Торгсервис» (Таганрог). В 2001 – 2004 году работал в ООО "Торгсервис плюс" — крупный дистрибьютор алкоголя и продуктов в Таганроге. Участвовал в написании "Концепции  развития  торговли  в  Ростовской  области  до 2008 года».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments