Рост розничных продаж в 2009 г. в России будет более сдержанным, чем раньше. Такой вывод сделали эксперты исследовательской и консультационной компании PMR в своем последнем отчете, посвященном исследованию российского розничного рынка.
По оценкам компании, в 2008 г. объем розничных продаж в России достиг 13,85 трлн. руб., что на 28% больше показателей предыдущего года.
Эксперты PMR считают, что кризис по-разному отразится на отдельных ритейлерах и регионах страны. Это связано с тем, что Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Уральский, Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа значительно различаются по ситуации на розничном рынке, конкуренции и перспективам развития.
Наименьший по площади, но наиболее населенный Центральный федеральный округ со столицей России, Москвой, является крупнейшим рынком розничной торговли, на долю которого приходится 34% продаж в стране. По данным PMR, в 2008 г. розничный товарооборот в этом регионе составил €189 млрд.
Северо-Западный федеральный округ, включающий Санкт-Петербург и Ленинградскую область, занимает незначительную долю (менее 10%) в общем объеме розничной торговли в России. Дальневосточный федеральный округ традиционно имеет наименьшую долю розничных продаж (4%) среди других округов. Согласно оценкам PMR, объемы розничных продаж в Дальневосточном федеральном округе достигли чуть более €20 млрд. в 2008 г.
По мнению экспертов PMR, на долю розничных продаж влияет численность населения в каждом регионе, покупательная способность и количество торговых точек.
Центральный федеральный округ лидирует по объему розничных продаж на душу населения (€5 100). Эксперты объясняют это высокой покупательной способностью жителей региона. На втором месте находится Уральский федеральный округ (€4 800), превышающий средний по стране уровень розничных продаж на душу населения. На Урале самый высокий среди всех регионов России показатель средней заработной платы, комментируют в PMR.
Эксперты PMR считают, что наиболее динамично развивающимися регионами с точки зрения розничной торговли являются Южный и Уральский федеральные округа. Здесь, по оценкам PMR, розничные продажи в 2008 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 34% и 33% соответственно. Центральный федеральный округ развивается медленнее в связи с высоким показателем объема продаж и зрелостью рынка.
Кроме того, федеральные округа различаются по степени проникновения национальных розничных сетей. Большинство национальных сетей и иностранных ритейлеров начали свое развитие с Центрального округа (14 из 20 крупнейших сетей в России) и только затем вышли в другие регионы.
Специалисты исследовательской компании PMR прогнозируют, что экономический спад в России приведет к росту числа слияний и поглощений в сфере розничной торговли.