Вячеслав Поврозник до недавнего времени был заметной фигурой на автомобильном рынке и являлся правой рукой собственника «УкрАвто» Тариэла Васадзе.

Теперь он управляет крупнейшим в Украине ритейлером электроники и бытовой техники с годовым оборотом в $750 млн. Почему после 20 лет работы в автомобильном бизнесе Вячеслав Поврозник решил резко сменить профиль деятельности, а также о том, какие задачи перед ним поставили новые работодатели, в своем первом интервью на новой должности менеджер «Фокстрота» рассказал Forbes.ua.

– Чем вас привлек розничный бизнес?

– Меня мотивирует все новое. В автомобильном бизнесе для меня больше нет драйва, это пройденный этап. Не хочу потратить очередные 10 лет на знакомые для меня проекты.

– Ваше место заместителя председателя правления по продаже автомобилей и развитию дилерской сети в корпорации «УкрАвто» занял сын владельца Вахтанг Васадзе. Возможно, вы ушли из-за того, что нужно было освободить место для Васадзе-младшего?

– Вся ротация произошла после моего ухода, мне ее незачем комментировать. Наверное, она вполне логична, потому что бизнес семейный. Кому, как не будущему поколению, передавать бразды правления?

Мое решение было абсолютно осознанным. С Тариэлом Шакровичем мы замечательно расстались и сейчас иногда встречаемся на презентациях.

– Некоторые участники рынка связывают вашу отставку с неудачным запуском амбициозного проекта по поставкам китайских автомобилей Chery в Украину…

– Этот проект, как и все остальные, связанные с развитием дилерской сети и новых направлений бизнеса «УкрАвто», был в моей компетенции. Мы ставили задачу не столько развить бренд Chery, сколько сделать из него Private Label – поставить эти автомобили на производство под брендом ЗАЗ. Хотя до кризиса они неплохо продавались и сами по себе, доходило до 20 000 в год.

Перманентной проблемой Chery является отсутствие выраженной стратегии. Они никак не могут для себя решить, в каком формате продвигаться на рынках СНГ. Приоритетом номер один является российский рынок, но туда китайцев не пускают, и это их очень расстраивает. Обратный пример Hyundai Kia Automotive Group – корейцы четко представляют, что нужно делать с брендами, и это находит отражение в ассортименте сети.

 Хуже того, Chery вложила деньги в модели, которые занимают ниши в бесперспективных ценовых сегментах или конкурируют между собой в рамках одного сегмента. Они поняли, что сделали ошибку, и попытались развести модели по брендам – непосредственно из Chery выделили Karry (коммерческая техника), Rely (мини-вэны и внедорожники) и Riich (автомобили премиум-сегмента). Когда, будучи в Китае, я об этом услышал, так и сказал президенту компании: «Я всякое видел, готов на креатив, но это просто сумасшествие». В итоге идея не сработала ни на внутреннем рынке, ни за его пределами.

На сегодняшний день Chery заметно отстает от конкурентов. Никому не знакомые Geely или Lifan с гораздо более узким модельным рядом сделали прорыв. Это называется прорыв на ровном месте.

Плюс Chery очень сильно разбаловал внутренний рынок, и это сказалось на качестве. Не имеет смысла работать над качеством, если рынок активно поглощает твою продукцию.

 

Кузница автокадров

– Вы – выпускник Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. Как из военного инженера вы превратились в менеджера по продаже автомобилей?

– Случайно получилось. Училище я закончил в преддверии развала Союза, а служба в армии молодого украинского независимого государства не сулила радужных перспектив. В это время Ford как раз открывал в Украине свое представительство, и я пошел работать менеджером отдела запчастей на дилерское предприятие Winner Ford Kyiv.

Тогда наша команда насчитывала всего 10 человек, мы находились в офисе на улице Эспланадной и строили СТО на Народного ополчения. Кстати, из той команды вышли многие руководители. Например, Александр Хижняк сейчас возглавляет «Фокстрот Авто», Александр Тимофеев – генеральный директор «АВТ Бавария».

Позже я занял должность генерального директора Winner Ford Kyiv, потом – генерального менеджера дистрибьюторской компании Winner Imports. В итоге на предприятиях Winner проработал 10 лет.

– А почему ушли в «УкрАвто»?

– Работа в составе дистрибьюторской компании «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» (входит в структуру «УкрАвто». – Forbes.ua) привлекала новизной проекта. Фактически, на территории Украины создавалось представительство концерна GM (General Motors), которому принадлежали известные бренды Cadillac, Chevrolet, Opel. На заводе в Запорожье наряду с Lanos, Sens и ЗАЗ началось производство Opel Astra. Рынок рос, за год удавалось продавать по 180 000 автомобилей. По всей структуре «УкрАвто» вместе с экспортом объемы доходили до 260 000.

– Какие у вас остались впечатления от работы в «УкрАвто»? Говорят, в корпорации все очень забюрократизировано…

– В чужой монастырь со своим уставом не ходят, каждый работает на уровне своей компетенции. Выбор стиля корпоративного управления – это компетенция собственника. Он принимает на себя все связанные с ним риски, доходы и затраты.

 

Шопинг по-славянски

– Вот вы говорите, что в автобизнесе для вас больше нет драйва. А что драйвового вы нашли в ритейлере, в «Фокстроте»?

– Для меня важно работать в компании №1 на рынке. Ее имя состоялось, у нее узнаваемый бренд.

Мне импонирует здешняя демократичная обстановка. Она позволяет людям раскрываться, думать, выражать мысли, творить. Это очень подкупает. В «Фокстроте» на удивление сплоченный коллектив.

Теперь очень важно доказать свою пользу и необходимость на новом месте – для меня это сейчас главный вызов.

– Какие задачи перед вами поставили собственники?

– Нужно продолжать развивать торговую сеть, повышать ее эффективность, удержать лидерские позиции, а для этого придется расти быстрее рынка. К этому и стремимся.

– На какие товарные категории делаете ставку?

– На ІT-технику, смартфоны и телевизоры. Особое внимание уделяем собственным торговым маркам Delfa и Bravis, под которыми представлена техника всех категорий (кроме цифровой и ІT) в нижнем и среднем ценовом сегментах. В ближайшее время дополним ассортимент сушильными машинами Delfa, электронными книгами, планшетами и фоторамками Bravis.

– Планируете  в «Фокстроте» применять обкатанные в автобизнесе подходы?

– У меня есть опыт построения сети и системы управления на региональном уровне, который можно и нужно имплементировать. Независимо от специфики бизнеса есть общие для всех розничных компаний подходы к созданию систем маркетинговых исследований, подачи информации.

Конечно, на новом месте очень много специфики, связанной с номенклатурой, маркетингом, конкурентной средой – она гораздо более обостренная, чем в автобизнесе. Решения нужно принимать быстро, и реагировать буквально в течение часа-двух. Поэтому предстоит создать процессы, которые помогут минимизировать время, затрачиваемое на прохождение информации по вертикали управления. Задача – сделать компанию эффективнее.

– После начала экономического кризиса компания закрыла все магазины малого формата «Фокстрот. Цифровая техника», торговая марка FoxMart осталась только в онлайне и соседней Молдове, стоковые отделения «Техношара» можно пересчитать по пальцам одной руки. Почему решили вернуться к единому бренду?

 – На украинском рынке находится место и для крупных мультибрендовых торговых сетей, и для сетей с более сфокусированным ассортиментом, например, MOYO, «Алло», «Мобилочка». Есть супермаркеты, и есть ларьки, проезжая мимо которых, мы можем купить воды. Потребительская электроника и компьютерная техника – это серьезная и нередко дорогая покупка, закономерно, клиенту необходим хороший ассортимент. Чтобы его обеспечить, нужны площади и хорошо обученные специалисты.

Если выбор ограничен, клиент откладывает покупку, начинает думать, вдруг он не все увидел. Тем более человеку со славянским менталитетом особенно важно все потрогать руками, попробовать, как оно работает. Формат крупного универсального магазина для этого подходит как нельзя лучше.

Чтобы не рябило в глазах, достаточно сделать бренд-зоны – они позволяют расставить акценты на технике популярных производителей, например, LG, Samsung, Sony.

– Вы будете расширять сеть?

– На данный момент нет. Одна из приоритетных задач – провести ремоделинг существующих супермаркетов «Фокстрот. Техника для дома» согласно новой стилистике бренда. В Украине сегодня действует 222 супермаркета «Фокстрот», еще четыре розничных гипермаркета FoxMart в Молдове.

– К чему сложнее всего привыкать на новом месте?

– На новом месте все сложно: первый раз открыть дверь, понять, куда зайти и откуда выйти. А если серьезно, у меня есть четкое понимание, что нужно делать и какие задачи решать.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments