Рынок одежды для беременных еще далек от насыщения, но и фазу бурного роста он уже прошел. Судя по всему, дальнейший рост продаж будет плавным. Главное, чтобы не было экономических потрясений, заявил директор компании "Буду мамой" Роман Ротблат.
— По Вашему мнению, каковы главные проблемы рынка одежды для беременных в РФ на данный момент?
— Основная проблема — это неготовность беременных женщин активно тратиться на предметы одежды, которые, как им кажется, послужат им очень короткий промежуток времени. Если в городах-миллионниках эта тенденция не так явно прослеживается, то на периферии к будущим мамочкам еще не пришло осознание, что рынок может предложить им "беременный гардероб", ничем не отличающийся от того, к которому они привыкли. Да и покупательская способность там оставляет желать лучшего. Хотя, например, во всех коллекциях одежды, выпускаемой под нашими торговыми марками ("Mam Тo Be", "BG maternity collection", "budumamoy"), присутствуют модели с системой посадки "easy fit" (свободная посадка), в которых уже состоявшаяся мамочка может и дальше щеголять, не переживая, что вещь бесцельно висит в шкафу. И наша задача максимально их об этом проинформировать.
— Многие будущие мамы в России по-прежнему жалуются, что им нечего носить. Как Вы считаете, это пустые капризы или действительно представленный ассортимент все еще не соответствуют их ожиданиям?
— Беременные — народ вообще капризный, но мы считаем, что это даже хорошо, так как все замечания мы воспринимаем как призыв работать над своими ошибками, расширять ассортимент. Наши коллекции увеличиваются и совершенствуются год от года. Постоянно что-то добавляем. Одежду для дома и отдыха, для кормления, верхнюю одежду и так далее. Стоять на месте и радоваться достигнутым успехам просто некогда!
— Сегодня многие сети масс-маркет выпускают линии одежды для беременных. Считаете ли Вы их серьезными конкурентами?
— Не считаем, так как мы очень тщательно работаем над конструкцией модели, отрабатываем посадку, стараемся подбирать ткани только из натурального сырья. Да, это приводит к некоторому удорожанию изделия, но оно сшито специально для беременной, и она в результате это оценивает. И самый важный момент, это качество обслуживания. Ни один магазин сегмента масс-маркета не предложит такой сервис своему покупателю (а беременные, наверное, самый требовательный и капризный покупатель).
— Россияне в общей массе предпочитают экономить, руководствуясь принципом: беременна – это временно, можно и в мешке походить. Как на продажи влияет российский менталитет?
— В мешке, как Вы говорите, сейчас не особо походишь. Все мы видим, что беременеют первенцем сейчас не в 18-20 лет, а значительно позже. В лучшем случае к 25-28 годам. А второго ребенка предпочитают заводить уже после 30. Согласитесь, что женщина, чей возраст приближается к 30 годам, вряд ли будет одеваться во что попало и менять, пусть и на такой короткий промежуток времени, свои вкусы и пристрастия. Конечно, нет. А что касается менталитета, то общеизвестно, что российская женщина на последние деньги готова себя порадовать обновой. И это, конечно, нам тоже на руку.
— Во сколько сегодня оценивается рынок одежды для беременных в России? Что впереди?
— Учитывая то, что рынок одежды в РФ еще далек от своей идеальной структуры, много серого импорта, товара, продаваемого через вещевые рынки и т.д., то оценить объем нашего "беременного" рынка очень сложно. Но, по некоторым оценкам, если сопоставить цифры, приводимые в открытых источниках, и наши продажи, то мы на нем занимаем около 10%. А что у нас впереди, сложно прогнозировать и предугадывать! Но не активный рост и стагнация, это точно. Рынок еще далек от насыщения, но и фазу бурного роста он уже прошел. И, если не произойдет в экономике никаких безумных потрясений, то мы прогнозируем ежегодный плавный рост продаж, на что и ориентированы все наши усилия.
— Недавно был запущен интернет-магазин "Буду мамой". Он уже работает на полную мощность? Сколько потребовалось вложений?
— Работа над интернет-магазином еще продолжается. Все надо совершенствовать и улучшать. Мы считаем, что в обозримом будущем он будет давать выручку на уровне не менее одного-двух офлайн-магазинов. По статистике, Москва, Санкт-Петербург и несколько городов-миллионников составляют 95% оборота интернет-торговли. А нам как раз интересны "оставшиеся" 5%, так как в больших городах мы уже достаточно сильно представлены. Доставка товаров организована по всей России. Вложения небольшие. Только в изменение структуры сайта и новых сотрудников в call-центр.
— Насколько успешно компания развивается сейчас в целом? Каков оборот, сколько точек продаж уже открыто и планируется запустить до конца года, в каких городах?
— По итогам 2011 года оборот компании составил более 20 млн долларов. До 2011 года выручка розничной сети ежегодно росла в два раза к предыдущему году. В 2011 году по отношению к 2010 году выручка увеличилась на 50%. В 2012 и 2013 годах мы планируем сохранить этот темп прироста как за счет открытия новых, так и за счет увеличения продаж в действующих магазинах. Сегодня "Буду мамой" нацелена на агрессивное развитие сети, ежегодный прирост количества магазинов на 20-25%. Пока рынок это позволяет. До конца 2012 года общее количество магазинов перевалит за 80. Осваиваем новые города: Курган, Ульяновск, Барнаул. То есть, наш приоритет — это создание крупнейшей в РФ розничной сети для будущих мам. Кроме этого, мы параллельно развиваем оптовое направление и партнерскую программу по франчайзингу.
— Кстати, почему Вы выбрали для бизнеса именно сегмент одежды для беременных? Как все начиналось?
— Головная структура нашего холдинга, ЗАО "Корпорация Бинко", работает на российском рынке с июля 1992 года. Все начиналось с инвестиций в проект, связанный с медициной, затем, с 1994 года, был запущен проект по созданию и развитию аптечной розницы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В середине 2005 года у акционеров возникла идея создать новый нишевый проект в розничной сфере. Был выбран наименее консолидированный на тот момент сектор розничного рынка – торговля товарами, и в первую очередь одеждой, для будущих мам. Полтора года мы изучали рынок и разрабатывали модель бизнеса. В качестве прототипа была выбрана модель магазинов крупнейшей в мире розничной сети, специализирующейся на товарах maternity – американской "Mothers Work". В конце 2006 года была создана компания "Буду Мамой", и а год спустя стартовала одноименная розничная сеть. Вначале выбранный вариант модели магазинов и концепция бизнеса были апробированы в Санкт-Петербурге. В регионы мы вышли в 2008 году. Очень удачно попали под кризис. Если говорить откровенно, то от кризиса мы получили больше плюсов, нежели минусов. Во-первых, удалось сесть на интересных с точки зрения локации местах в ТЦ, что в докризисные времена было нереально сделать из-за неадекватных аппетитов девелоперов. Во-вторых, именно в кризис пришло понимание того, что нужно активно заниматься своими торговыми марками, потому что именно на них можно заработать ту наценку, которая позволила бы нормально существовать и главное — развиваться. И мы очень плотно за это взялись. В 2009 году у нас появилась первая коллекция одежды для будущих мам, состоящая из собственных ТМ.
— В ваших магазинах представлены как собственные торговые марки, так и другие. Как вы нашли оптимальное соотношение?
— Сейчас пропорция собственных ТМ (СТМ) и европейских ТМ составляет 90 к 10. Эти 10% европейских ТМ в нашем ассортименте востребованы нашими покупателями, но они продаются в небольших количествах. Поэтому проще купить готовые модели, чем размещать заказы на фабриках маленькими тиражами. По бельевому ассортименту для будущих мам доля СТМ у нас меньше, чем в одежде, хотя у нас уже сейчас есть "собственное" корсетное и бесшовное белье, а также купальники под СТМ.
— Считаете ли Вы, что на поздних сроках беременности можно одеваться красиво?
-Можно и нужно! Во многом рождение здорового ребенка зависит от эмоционального состояния мамы, соответственно, красивая и удобная одежда на любых сроках беременности способствует созданию настроения и внутренней гармонии.