Рынок стрит-ритейла лишился с 2015 г. более 3000 объектов различной площади, расположенных преимущественно рядом со станциями метро, в проходных местах, которые так нужны ритейлерам. На их месте обещано создание благоустроенных зон, где торговлю будут представлять максимум киоски с мороженым и печатью. Мини-маркеты, небольшие кафе и пекарни, точки продаж мобильных операторов – все эти арендаторы не могут конкурировать за небольшие помещения с высокой стоимостью аренды (от 50 000–70 000 руб. за 1 кв. м в год) с федеральными сетями и вынуждены зачастую перебираться туда, где трафик существенно меньше.
Вторым ударом по малому бизнесу стала программа "Моя улица": закрылось около 30% ресторанов и кафе в зоне благоустройства. Улицы внутри Садового кольца и за его пределами на несколько летних сезонов превратились в строительную площадку, операторы питания теряли до 50% выручки. Магазины держались за счет лояльной аудитории либо покидали центр. Последствия ремонта будут сказываться на состоянии ритейла в центре еще какое-то время.
Новая угроза – реновация. В программу включено более 5000 домов. По предварительным подсчетам Московской торгово-промышленной палаты, около 1500 собственников лишатся помещений, 400 арендаторов будут вынуждены съехать. Помещения стрит-ритейла в пятиэтажных старых домах никогда не считались престижными или высококачественными, но пользовались спросом – особенно среди служб быта, салонов красоты и продуктовых магазинов. Собственники метров на первых этажах домов, жители которых проголосовали за снос, пока не могут определиться, стоит им ждать новое помещение или получить денежную компенсацию, некоторые владельцы пытаются продать актив уже сейчас.
В распоряжении малого бизнеса, нуждающегося в небольших помещениях, остаются стрит-ритейл в новостройках, помещения в исторических зданиях в центре города (и в эпицентре благоустройства) и торговые центры (ТЦ). В ситуации, когда сети сокращают планы развития, их собственники более благосклонны к небольшим, но стабильным малым предпринимателям. Особенно владельцы районных объектов.
C 2016 г. в Москве открылось шесть районных ТЦ, в перспективе ближайших лет ожидается открытие 39 новых ТЦ на месте бывших кинотеатров (проект ADG). Это сулит малому бизнесу больше возможностей для размещения. Например, временные магазины в общих зонах: так начинающий предприниматель – как правило, из сегмента фэшн-ритейла – может сделать свой корнер в общей зоне, потратив от 350 000 до 700 000 руб. Формат временных ярмарок и pop-up store уже опробовали не только "Авиапарк" или "Атриум", но и небольшие районные центры. Их собственники готовы к мелкой нарезке помещений и созданию полноценных торговых точек. К примеру, в наших районных ТЦ Babystore, Metromall и "Зеленый" мы определяем зоны для малых предпринимателей в формате от 7 до 25 кв. м; в зависимости от расположения точки (в прикассовой зоне гипермаркета или в менее проходных локациях торговой галереи) ставки аренды для малого бизнеса варьируются в диапазоне от 30 000 до 150 000 руб. за 1 кв. м в год.
В районных ТЦ арендаторы подбираются по принципу баланса и разнообразия. Оптимальное соотношение мелких частных и крупных якорных арендаторов, по нашему опыту, примерно 60 на 40. Якоря, как правило, представляют собой супермаркет FMCG, детский ритейл или развлечения, а также банки; малые предприниматели обеспечивают ТЦ продажу товаров для дома, бытовые услуги и услуги красоты, а также общепит. Не допустить засилья мелких арендаторов и не дать им затеряться позволяют грамотное зонирование торговой зоны и четкие требования к оформлению торговых точек.
Разница в ставках аренды, которая так пугала раньше представителей малого бизнеса (до 2015 г. они платили на 20–30% дороже, чем сетевые ритейлеры), стала существенно меньше, хотя скидки для сетевиков сохраняются. Сейчас ставка аренды в новом ТЦ для островной торговли сопоставима со ставками на не самые качественные помещения формата стрит-ритейл, а нередко оказывается и ниже. Сегодня реально найти помещение на 2–3-м этаже районного ТЦ по ставке около 30 000 руб. за 1 кв. м в год.
Районный ТЦ дает шанс малому бизнесу на развитие вне условий городской турбулентности.