Спрос на индустрию развлечений переживает спад. Event-агентства теряют популярность, все больше людей предпочитают развлекать себя самостоятельно — если и проводят праздники в ресторанах, то уже без "тамады". В этих условиях жительница Новосибирска Елена Жигина организовала необычный бизнес по продаже авторских событийных коробок PartyBox со сценарием и атрибутикой для праздника своими руками. Предпринимательница уверена: ей удалось занять совершенно новую и перспективную нишу.

На ощупь

До начала собственного проекта Елена Жигина работала в агентстве праздников и хорошо изучила изнанку этого бизнеса — как создаются праздники, как они строятся, что для этого необходимо, как работают ведущие и пишутся сценарии. "Появилось понимание принципов, что необходимо, чтобы праздник получился максимально интересным. Потом был опыт работы менеджером по корпоративной культуре, и уже после мне захотелось начать свое дело. Я хорошо понимала, что надо использовать опыт, но не скажу, что это было логически принятое решение, скорее, инсайт — почему бы не создавать такие наборы, которые помогут людям без привлечения агентства или дополнительных ресурсов проводить праздники дома. У меня в один момент сформировалось понимание, что может входить в коробку. Так пять лет назад, накануне Нового года, появился первый набор, — вспоминает Елена Жигина. — И он до сих пор самый востребованный".

На старте бизнеса Елена надеялась продать 250 коробок, но получилось реализовать только 80 — продукт для рынка был новый, требовалось немало усилий, чтобы объяснить потенциальным клиентам, что им предлагается и зачем это нужно. "Я делала PartyBox маленькими партиями — продам 10, сделаю еще 15. С рекламой было очень сложно, потому что финансовые ресурсы были ограничены, и мне приходилось самой разносить рекламные буклеты по офисам. Но этот способ работал, хоть он и примитивный. Мне придало уверенности то, что люди откликались, когда понимали, о чем речь", — рассказывает Жигина. С рекламой проекта предпринимательнице помогла знакомая — с большой скидкой удалось разместить статью на Mail.ru, после чего звонков стало больше. Как признается Елена Жигина, проект начался спонтанно, без какого-либо бизнес-плана, но уже вскоре пришло понимание, что наиболее эффективный канал продвижения — это Интернет: Яндекс.Директ, тематические блоги и сайты, где люди ищут подарки. "Вначале мне было сложно все организовать, потому что экономического образования у меня нет и понимания, как просчитывается бизнес, тоже, — объясняет Елена. — Описать продукт коротко и понятно, чтобы люди поняли, что такое набор для праздника, оказалось непросто, нужную формулировку я до сих пор не нашла, хотя уже даже появились аналогичные продукты на российском рынке. В Новосибирске до сих пор подобных проектов нет, но уже после запуска PartyBox они появились в Москве". С момента запуска сайта компания предлагает свои услуги на территории всей России, а доля продаж в Новосибирске — это только один процент от всего объема. По наблюдениям предпринимательницы, основные города, откуда поступают заявки, — это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, сейчас к ним добавился Севастополь.

Сезонная штучка

По мнению Елены Жигиной, ее компания не конкурирует с event-агентствами, потому что событийные коробки попадают совершенно в другую нишу — маленькие семейные праздники, на которые не будут заказывать ведущего. "Возможно, мы конкурируем за детские дни рождения, когда родители чаще делают выбор в пользу приглашенного аниматора, потому что это проще. А маленькие корпоративы и дни рождения взрослых потребуют меньше затрат, если купить PartyBox", — считает она.

Линейка продуктов состоит из 24 наборов, в том числе и "облегченных" — на сайте, помимо коробки, по меньшей цене можно купить файл со сценарием и инструкциями и самостоятельно распечатать. В коробку входят несколько базовых элементов: игры и развлечения, музыка, инструкции и тематический реквизит, чтобы клиенту не пришлось искать скотч или ленточку дома, а также вещи, которые помогут создать атмосферу, — для влюбленных это свечи, для детей — праздничные колпаки, в новогодних наборах — бумажная гирлянда. Самыми популярными являются наборы для Нового года, второй по популярности — "Романтический вечер", третий — детские дни рождения (от 4 до 12 лет).

"Чаще у нас заказывают наборы для личных праздников, корпоративы довольно редко, наверное, только новогодние, к 23 Февраля и 8 Марта — мы предлагаем только три набора для офисных праздников. Для взрослых коробки нередко покупают в подарок, а для детей PartyBox берут родители, чтобы дома устроить необычный праздник", — объясняет Елена Жигина.

Новые наборы появляются каждый год, только к новогодним праздникам Елена расширила ассортимент до шести коробок. Программу и конкурсы придумывает она сама. На аутсорсинге привлекаются дизайнеры и другие специалисты. На разработку одной коробки уходит примерно месяц. "Из всего процесса работы для меня самое интересное, это разработать новый набор, а все оргмоменты — уже второстепенно. Сначала я изучаю тему, потом продумываю, что включить в коробочку. Например, изучая тему девичников, я поняла, что они бывают двух форматов — или очень бурные в клубе, или дома в уютной девчачьей компании, поэтому мы предлагаем и тот и другой вариант", — рассказывает Жигина. После того, как прописаны инструкции и сформирован список необходимых элементов, дается задание дизайнеру, готовые макеты печатаются в типографии, закупаются все составляющие для набора, а уже потом упаковываются. Так как бизнес сезонный, пик продаж приходится на федеральные праздники, прежде всего, на Новый год. В остальное время ставка делается на наборы для дней рождений, романтического вечера или девичника.

Калькулятор

Стартовые вложения в проект составили 30 тысяч руб­лей — на них удалось закупить материалы, сделать первые наборы (80 штук за 700 руб­лей за коробку), оплатить работу дизайнера, сделать рекламу. Этих средств вполне хватило, чтобы запустить волну интереса, поясняет Елена. Первые два года все заработанные средства реинвестировались — появился сайт и офис. Сейчас Елена Жигина арендует помещение площадью 30 кв. метров за 18 тыс. руб­лей в месяц. Сайт, созданный через год после запуска проекта, обошелся еще в 30 тысяч руб­лей. "Всплеск продаж мы заметили с появлением сайта, именно тогда начался реальный бизнес, до этого были лишь попытки понять и выстроить концепцию. Если бы писался бизнес-план, то сначала я, конечно, посчитала бы стоимость сайта, офиса, получилось бы тысяч 400, и, может, тогда не взялась бы за это дело", — рассуждает основательница PartyBox. Ежемесячно на рекламу и продвижение сайта уходит минимум 50 тыс. руб­лей. Как признается Жигина, меньше на это тратить нельзя.

Себестоимость наборов Елена Жигина оценивает в половину от их рыночной стоимости. Коридор цен — от 1 500 (набор "Дерзкий девичник") до двух тысяч руб­лей ("День именинника в школе"). Упаковка и составляющие закупаются оптом в России, однако повышение себестоимости все равно существенное, отмечает Елена. "За пять лет стоимость коробок PartyBox выросла вдвое, потому что наполнение тоже улучшалось, появлялись новые расходы", — рассказывает Елена. Количество заказов зависит от сезона — в новогодний период это может быть тысяча коробок в месяц, в другие периоды необходимо продавать не меньше 100 коробок, чтобы сохранить бизнес на плаву. "Летом коробки продаются хуже, независимо от рекламных вложений, поэтому я стараюсь уходить от не­оправданных расходов", — улыбается предпринимательница. По ее словам, бизнес-проект окупился еще три года назад.

Планы

По оценкам Елены Жигиной, рынок развлекательной индустрии настолько быстро меняется, что его участники вынуждены постоянно придумывать что-то новое. "Главное сейчас — уметь максимально быстро и понятно объяснять покупателю, что ты продаешь. Сейчас мы хотим сделать презентационные ролики для каждого продукта, чтобы люди могли за 30 секунд понять, что он собой представляет и какие бонусы получит покупатель. Также обязательно появятся новые наборы. Но несмотря на то, что количество идей для коробочек неисчерпаемо, обновление ассортимента — это не всегда то, что нужно бизнесу. Иногда надо более грамотно продавать", — подводит итог Жигина.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar