Нижегородский пабмен Денис Алексеев рассказал РБК о причинах закрытия малых пивоварен, о молодежи в пивном бизнесе, о конкуренции официантов и гаджетов.

– Алкогольный бизнес довольно непрост и зарегламентирован государством. Что вами двигало, когда вы этим занялись, рискуя деньгами, репутацией, связями? Какова мотивация?

– Я к этому пришел в конце 2011 года, когда после кризиса не смог сохранить позиции в топ-менеджменте с соответствующим уровнем дохода. Подошел определенный возраст, и я понял: если не начну делать что-то сам, то потом сил на это просто не хватит. Начал варить пиво дома – такая чисто американская история подъема. Потом познакомился с людьми, у которых в других городах были свои бары и пивоварни. Они меня подтолкнули, и в 2013 году я вместе с партнерами открыл первый бар.

– Тема пивоварения в последние годы стала модной, и все больше предпринимателей за это берется. Насколько объемным выглядит рынок? Как много людей, которые не в магазине берут любимый напиток, а идут к вам, чтобы попробовать не слишком известные и раскрученные марки?

– В целом по стране действительно идет бум пивоварения. Открываются малые пивоварни, варится авторское пиво. Что касается Нижнего Новгорода, здесь часть небольших пивоварен закрылись, в том числе в ресторанных. Говорить о том, что мы заняли этот рынок или значимую его часть, вообще нельзя.

– С чем связано закрытие бизнесов? Банально не хватило ресурсов?

– Думаю, это больше из-за подходов собственников к пиву. Пивоварни открывались в нулевых, когда появилась мода покупать за границей пивоварни и здесь их ставить. Но собственники зажаты по себестоимости, хотят варить за маленькие деньги простое пиво, а людям этого уже не надо.

– Есть мнение, что в пивном деле остаются только те, кто относятся к нему не столько как к увлечению, сколько как к бизнесу. Согласны с этим?

– Наоборот, без увлеченности этот бизнес не получится. Этим надо жить, тогда вложенная тобой энергия перейдет к потребителям.

– Если вы пока еще живы и открываете новые точки, то, наверное, зарабатываете больше, чем тратите. Или у вас еще инвестиционный период, и о хороших доходах приходится только мечтать?

– Есть доход, позволяющий жить, содержать семью, пятерых детей. Да, может быть, это прямо не шикарный уровень, но зато жизнь свободного человека. Не угнетают такие вещи, как контрольные органы, отсутствие рынка и сбыта. Да, есть сложности, но все они решаемы.

– Малый бизнес всегда считался двигателем любой развитой экономики. В России, к сожалению, он в очень тяжелом состоянии. Регламентированность, проверки, отсутствие мер поддержки, дорогая аренда. И раз от раза мы слышим, что надо поддерживать этот сектор. Каким вы видите развитие малого и среднего бизнеса в регионе?

– Про средний бизнес точно знаю, что при определенной выручке он встает на карандаш. А про малый я бы не сказал, что его зажимают. Сложности есть с законодательством. Мы не успеваем научиться работать по одним правилам, как приходят другие. Законы противоречат друг другу, и с этим очень сложно работать. Но неисполнение законов у нас компенсируется тем, что это никто не проверяет. Как только начнут все проверять, малый бизнес закроется. По аренде – согласен. Большинство арендодателей живут в другом мире. Они хотят зарабатывать как раньше, но у них это не получится.

– Наверняка обсуждаете с коллегами бизнес-климат, который сейчас сложился на уровне города и региона. Какой он? Что говорят предприниматели?

– Многие мои партнеры хотят войти в Нижний Новгород, и я даю им определенные консультации на эту тему. Сейчас планируем совместный проект еще одного паба. Крупная пивоваренная компания открывает завод на Рождественской. Если по стране ходят денежные знаки, значит, есть люди, у которых они есть.

– Каждый месяц в Нижнем Новгороде открываются и закрываются учреждения общепита. В последнее время больше закрываются, причем довольно известные. Бесконечны рассказы о том, что рынок падает, средний чек все меньше, люди экономят. Как в вашем случае проявляется потребительское поведение? Какова ваша оценка причин закрытия ресторанов и кафе в Нижнем?

– Есть и другой тренд. В бизнес приходит молодежь, может быть, рискуя родительскими деньгами, но работает сама, привнося свое понимание культуры. И этот тренд какое-то время будет продолжаться. Благодаря такой молодежи, облик города меняется. Открываются маленькие заведения, куда туристы обязательно пойдут. Площадь одного из моих пабов – всего 21 квадратный метр, средний чек – всего 720 руб. Единственное – сейчас мы его восстанавливаем после новогодних праздников. Исключительно бытовая история. Будем очищать стены, полностью менять коммуникации.

– Вы работаете с банками, пользуетесь кредитными инструментами?

– Нет. Только партнерские отношения. Наверное, остался определенный страх после 2010 года — пришлось очень сильно упасть и только сейчас подняться. Схема работы с банками непонятна и непрозрачна. Что касается залогового имущества, очень многие мои знакомые находятся в состоянии фактически рейдерского захвата. В Нижнем Новгороде такое могу сказать и об известных банках. Мне эта перспектива неинтересна.

– По официальной статистике в последнее время продажи пива падают. Факторов много, и среди них называется стремление людей к здоровому образу жизни. Это, кстати, и масс-медиа поддерживают, пропагандируя культ подтянутых фигур. А пиво, по расхожему мнению, этому не способствует. Как вы живете в таком тренде?

– Падает алкогольный рынок в целом, и это связано в большей степени с ужесточением законодательства. Что касается здорового образа жизни, у марафонцев есть правило – после дистанции выпить кружечку-другую. Считается, что это восстанавливает необходимые минералы и водный баланс в организме, поэтому мы участвуем в некоторых марафонных мероприятиях и встаем на фудкорты. Качественный напиток в небольших количествах – почему бы и нет?

– Что такое график предпринимателя? Семь дней в неделю, без пауз и с постоянной мыслью, что делать дальше?

– Да, это образ жизни, но я не могу сказать, что всегда надо работать 12 или 14 часов в день. У меня свободный график, и что-то я легко могу сделать с телефона, находясь дома или в такси.

– Выходит, и ваше небольшое дело тоже связано с IT и гаджетами? Посмотришь на зарубежные заведения – так у них там вовсю заказы делаются автономно, повсюду планшеты. Все довольно динамично, позволяет обслуживать больше людей.

– В Нижнем Новгороде люди еще хотят общения. Работа официанта более человечна, чем заказ фастфуда через планшет. Что касается управленческих вещей – банка, кассы и любых коммуникаций, все делаю с одного смартфона. У меня даже нет компьютера.

– На вашем поле – колоссальная конкуренция. Как сопротивляетесь, и как будете удерживать позиции в выбранном сегменте?

– В моих заведениях люди работают довольно продолжительное время, и посетители приходят часто не просто за кружкой пива, а еще и за определенной атмосферой, за общением. И если мы говорим о маленьких атмосферных проектах с монобрендовой кухней, то клиенты просто будут переходить из заведения в заведение. И всем достанется определенная копеечка.

В некоторых местах рядом со мной есть еще несколько баров, и у нас совсем разная аудитория. Но все мы знаем, что такое бар-хоппинг, когда люди идут по разным заведениям и присматриваются. Хорошо, что у человека есть возможность выбора своей истории. После пожара мы думали сменить название и концепцию, но получили много отзывов с просьбой сохранить ту атмосферу, получили большую поддержку людей.

– В среднем, возраст ваших основных клиентов – от 18 до 25, может быть, до 30 лет. Насколько сегмент велик, и растет ли он с учетом прививания культуры пабов?

– Средний возраст – 25 и выше. Аудитория растет, и пока не достигла потолка. Наша реклама – это сарафанное радио и соцсети. Многие клиенты не особо активно пользуются интернетом, информацию берут не из соцсетей, а просто приходят туда, где им интересно.

– В 90-х было так: если где-то разливают, там драка. Как у вас с такими случаями? Выводить приходится?

– Никогда не было драк. Если человек уже приходит "на бровях", его выводят. У нас все мирно.

– Не бывает ничего вечного. Постоянно нужно развиваться, придумывать какие-то фишки, делать авторскую кухню, придумывать форматы, поддерживать тусовку, личные знакомства хозяина с клиентами. Есть ли у вас какая-то задумка, новая идея, которая добавит вашему бизнесу новый лоск, привлечет новую аудиторию?

– Когда мы поняли, что простое тиражирование в разные районы не принесет денег, стали рассматривать локализованный формат по типу "Алексеев на Алексеевской". Вокруг одного здания мы берем маленькие заведения и привносим разные форматы. И, возможно, они будут не только пивными.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar