Не все заявленные к сдаче в 2009 г. торговые центры будут введены в срок либо откроются при половинной загрузке. Покупатели выбирают дискаунтеры и рынки.
Уже треть продуктового ритейла России представлена форматом дискаунтера, последний становится все более привлекательным и для продавцов одежды и обуви«, — описывает тенденцию Наталья Давиденко из Astera. И это приносит плоды. «По итогам полугодия увеличилась прибыль у продуктовых дискаунтеров “Магнит”, “Копейка”, “Лента”, демократичных сетей одежды группы Inditex», — приводит примеры Вероника Манн из Bridge consulting.
Многие ритейлеры из-за проблем с кредитованием и снижением спроса сворачивают программы развития или вовсе уходят с рынка. У девелоперов строящихся торгцентров выбор небольшой: открываться с теми арендаторами, что успели набрать, — но существует опасение, что те не получат нужного потока посетителей и разбегутся, — или заморозить почти готовый проект, рискуя в итоге остаться с невостребованным объектом на руках.
Ниже некуда
Мурат Гурсей из AFI Development заявлял, что, если число арендаторов ниже определенного уровня, нельзя открывать объект: его сочтут неуспешным и остальные 50% придется сдать бесплатно. Для Mall of Russia (AFI Development) он оценивал этот уровень в 80%.
Впрочем, по словам Александра Шарапова, президента Becar Realty Group, комплексы уже распахивают двери для посетителей при половинной загрузке: например, управляемый его компанией детский ТЦ «Аэробус» на Варшавке заработал при заполнении на 55%. ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе в январе открылся заполненный на 65%, вспоминает Давиденко. Ирина Каграманова, представитель «Ташира», объясняет это тем, что не все арендаторы успели въехать и подготовить помещения, в частности, «Седьмой континент» заработал через несколько месяцев после ввода торгцентра. Сейчас, по ее словам, вакантно не более 2% площадей. «Якорные арендаторы начинают торговать не раньше чем спустя месяц после официального открытия ТЦ», — отмечают аналитики Jones Lang LaSalle (JLL).
Лексикон участников рынка обогатился термином «рабочее открытие». Анзори Хасия из «Открытие-недвижимости» считает, что со временем эта практика станет нормой. Всегда есть возможность использовать планировку и закрыть, например, для посетителей часть торгцентра, а торговую галерею сгруппировать рядом с «якорями», считает Андрей Васюткин из GVA Sawyer.
В районном ТЦ «Дарья», открывшемся в сентябре в Строгине, для посетителей третий этаж пока недоступен, там разместится магазин бытовой техники, сообщила Анастасия Балмочных из LCMC (брокер на объекте). «Откладывать открытие, когда непонятны перспективы спроса на торговые площади, сейчас мало кто может себе позволить, — комментирует Васюткин. — Конечно, не всем комфортно совершать покупки в полупустом торгцентре. Но в некоторых случаях необходимо открыться к запланированной дате». На первый план выходит краткосрочная финансовая составляющая проекта — необходимость погашения займов, скорейшего генерирования cash-flow, объясняет он.