Благодаря лоббистским усилиям местных властей Краснодару удалось стать одним из самых экономически развитых городов России. Правда, большая часть малого и среднего бизнеса в городе задействована всего в двух отраслях — торговле и строительстве.

29 сентября, когда Международная федерация футбола (ФИФА) должна была огласить список городов-хозяев чемпионата мира по футболу-2018, в Краснодаре ждали с особым нетерпением. Специально к этому событию был приурочен День города, а видеотрансляцию церемонии отбора городов местная администрация планировала показать в прямом эфире на Театральной площади. Однако Краснодар выбыл из гонки, уступив место олимпийскому Сочи. Многие жители города были разочарованы. Но прошло совсем немного времени, и они начали бурно обсуждать другой вопрос: как превратить Краснодар в футбольную столицу России?

Стремление к "столичности" в Краснодаре видно невооруженным глазом — например, здесь есть "Красная площадь" (первый в городе крупный торговый центр) и Александровская триумфальная арка. Впрочем, причин называть себя первыми в стране у краснодарцев немало. В рейтинге СФ "Лучшие города России" в 2012 году Краснодар занял первое место — за счет высоких доходов населения, притока инвестиций, развитости инфраструктуры и пр. А по данным петербургского Института территориального планирования "Урбаника", Краснодар — самый удобный для жизни город в стране.

Успехи города связаны с активностью муниципальной и областной администраций на федеральном уровне. Помимо Олимпиады у Краснодарского края есть еще один масштабный проект, предполагающий госфинансирование,— южная игорная зона. Кроме того, краснодарские чиновники активно привлекают частных инвесторов, постоянно участвуя во всех более или менее значимых инвестиционных форумах и выставках.

За последние четыре года краевая экономика привлекла 2 трлн руб. инвестиций (преимущественно государственных), количество малых предприятий увеличилось в Краснодаре почти на треть, а средняя зарплата горожан выросла в полтора раза. Неплохие показатели для города, население которого составляет всего 791 тыс. человек.


Город торгашей

Территориально Краснодар находится в центре края — из Адлера, самой удаленной точки Черноморского побережья, до столицы края можно добраться на автомобиле за пять часов. В выходные в Краснодар приезжают жители со всего региона на отдых и шопинг. В Краснодаре самая высокая в России концентрация торговых центров — на 1 тыс. жителей приходится 1,5 тыс. кв. м торговых площадей. Это почти в два раза больше, чем в Москве или Санкт-Петербурге.

"У нас тут одни торгаши: килограмм картошки продают на остановке за 20 руб., совсем очумели. В "Магните" она в два раза дешевле,— с возмущением говорит местный таксист во время нашей поездки по городу.— "Магнит" — молодец, хорошие цены предлагает, к тому же свои магазины по всей России открывает".

Компания Сергея Галицкого "Магнит", пожалуй, самое известное на федеральном уровне краснодарское торговое предприятие. Его оборот за десять месяцев 2012 года составил 357,7 млрд руб., количество точек — 6,2 тыс.

Среди предприятий малого и среднего бизнеса (их в городе около 35 тыс.) немало таких, которые хотят превратиться в федеральных ритейлеров. Так, генеральный директор сети спортивных магазинов "Высшая лига" Алексей Пшеничный в апреле этого года привлек в качестве миноритарного акционера фонд прямых инвестиций CapMan Russia. К 2016 году предприниматель планирует в три раза увеличить количество точек (сейчас их 63), открыв новые магазины в Поволжье, Центральной России, Москве и Московской области.

"Погода у нас значительную часть года теплая, у людей больше возможностей заниматься спортом на открытом воздухе,— рассуждает Пшеничный.— Кроме того, предстоящие Олимпиада и чемпионат мира по футболу создали хорошие предпосылки для развития сети. Поэтому мы планируем увеличивать выручку за счет расширения ассортимента одежды для спорта, экстрима и города".

Последние три года выручка "Высшей лиги", по данным "СПАРК-Интерфакс", почти не растет и находится на уровне 1,4 млрд руб. За счет инвестиций фонда и агрессивной экспансии Пшеничный планирует в ближайшие три года довести ее до 8 млрд руб. Смелые планы, вполне соответствующие амбициям самого Краснодара.


Большая деревня

В состав муниципального образования город Краснодар входят пять сельских округов и 29 сельских населенных пунктов. Но краснодарцы в шутку называют его "большой деревней" по другой причине: основная часть города застроена частными домами и хрущевками. Свернув с центральных улиц города вглубь кварталов, видишь разбитый асфальт и забавные вывески предприятий малого бизнеса на фасадах частных домов вроде "Пивная полного цикла".

Компания "Девелопмент-Юг" — одна из тех, кто меняет ландшафт города, активно застраивая его кирпичными жилыми высотками. Во время кризиса 2008 года компания находилась на грани банкротства и выжить смогла только благодаря реструктуризации задолженности. В этом году застройщик планирует превысить объем продаж 2008 года, реализовав 100 тыс. кв. м жилья.

"Мы учли уроки кризиса — на каждый объект мы привлекаем проектное финансирование одного из банков-партнеров. Ежемесячно мы выкладываем на нашем сайте информацию о том, как продвигается строительство каждого из объектов,— рассказывает вице-президент "Девелопмент-Юг" Сергей Яковлев.— Если продажи на этапе строительства нас не устраивают, мы берем дополнительные кредиты, достраиваем объект и реализуем его как готовое жилье".

Всего за первое полугодие 2012 года в Краснодаре построили 700 тыс. кв. м недвижимости — в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По объемам ввода жилья город опережает Москву и Петербург. Увеличение темпов строительства во многом связано с реализацией госпрограмм по возведению бюджетного жилья для военных, детей-сирот, молодых семей. Правда, большинство квартир в коммерческих новостройках приобретают в основном инвесторы, которые подогревают рынок.

По словам заместителя генерального директора Агентства недвижимости Краснодара N1 Любови Белоусовой, стоимость жилья на первичном рынке в городе после кризиса выросла примерно на 20% и составляет в среднем 50 тыс. руб. за 1 кв. м. В дальнейшем инвесторы нередко сдают квартиры в аренду людям, приезжающим из сельской местности на заработки. По словам местных жителей, на стройке рабочий может зарабатывать от 40 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц, в деревне — примерно 5-8 тыс. руб.

Прирост населения в городе небольшой (0,7% в 2010 году), но из-за высокой деловой активности Краснодар перегружен транспортом и задыхается в пробках. Узкие центральные улочки в час пик заполнены ползущими автомобилями — картина, сильно напоминающая московскую. По данным компании "Эшелон геолайф", в сентябре в рабочие дни средняя скорость движения автомобилей в Краснодаре составляла 23,4 км/ч. В столице в пределах Садового кольца аналогичный показатель равен 19,2 км/ч.

Фирменный стиль

В городе, где много строят и торгуют, есть место и для креатива. Брэндинговое агентство RuPort, по версии отраслевого портала AdMe, входит в число 12 лучших региональных рекламных агентств России по количеству собранных наград. Его генеральный директор Роман Левицкий в 2000 году занимался продвижением интернет-сайтов и собирался продавать компаниям геотаргетинговую рекламу. Продвижение в интернете на тот момент мало интересовало клиентов: услуга была новой и нераскрученной. Тогда Левицкий занялся более понятным для его заказчиков бизнесом — производством теле- и радиорекламы, разработкой логотипов и брэндингом. "Мы существуем уже 11 лет и результатами своей работы опровергаем мысль о том, что в провинции делают плохой продукт",— рассказывает Левицкий.

Одна из самых известных работ RuPort — разработка фирменного стиля для футбольного клуба "Краснодар". В 2012 году фирменный стиль и форма клуба "Краснодар" были признаны лучшими среди команд премьер-лиги Российского футбольного союза. Известность на местном рынке позволяет Левицкому диктовать клиентам свои условия и выбирать, с кем работать. Агентство самостоятельно пишет бриф и требует полную предоплату, а на выходе предлагает заказчику один вариант брэнд-бука вместо трех. Часть клиентов RuPort — федеральные компании, например "Евросеть", автоконцерны Skoda и Honda, оператор связи Skylink. Им выгодно заказывать рекламу у местного агентства: стоимость его услуг почти в три раза меньше, чем у крупных столичных игроков.

Своих сотрудников Левицкий обучает сам. В середине 2000-х годов талантливых дизайнеров найти было сложно. Сейчас ситуация изменилась: в агентстве работают не только кубанские дизайнеры, но и специалисты из Томска, Ставрополя, Ростова-на-Дону. Кстати, сегодня средняя зарплата в Краснодаре составляет 27 тыс. руб.— 58% аналогичного московского показателя.


Страшно красивы

В октябре в Краснодаре произошло важное событие — в городе открылся первый региональный автосалон Bentley, стоимость автомобилей в котором начинается от 9,5 млн руб. Сейчас заработать деньги на растущем благосостоянии краснодарцев стремятся не только продавцы роскоши, но и небольшие местные компании. Некоторые из них подходят к делу творчески. Например, генеральный директор медиакомпании Welcome to Kuban Юрий Васильченко планирует увеличить выручку глянцевого рекламного журнала "Краснодар Magazine" на 10% за счет публикации в новогоднем номере рейтинга "50 самых красивых женщин Краснодара". В нем будут принимать участие жительницы города, а победителей определят пользователи соцсетей своими "лайками". Пикантность конкурсу красоты придает то, что десять позиций в нем Васильченко будет продавать (примерно по 100 тыс. руб. за место) и имена "коммерческих" красавиц сохранит в тайне.

Пока экономисты рисуют местному бизнесу радужное будущее. По прогнозу рейтингового агентства Fitch, благодаря инвестпрограмме по финансированию Олимпийских игр в Сочи экономика Краснодарского края будет стабильно расти еще до 2013 года. А вместе с ней — торговля, строительство и… пробки.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments