Второй день «Retailer congress 2010. Первый сезон» начался с круглого стола «Практические вопросы применения международных корпоративных стандартов в ритейле или когда будем играть в Лиге Чемпионов». Ключевыми темами для обсуждения были: уровень защищенности бизнеса, возможности для личного планирования (наследование, передача управления бизнесом, разделение инвестиций), прозрачность и инвестиционная привлекательность бизнеса, возможность эффективной международной торговли и "белого" импорта, а также доступ к международным финансовым ресурсам.
Ведущий стола Игорь Макаров, партнер «Бейкер и Макензи — Си-Ай-Эс», пояснил, что в основном реструктуризация бизнеса бывает необходима для дальнейшей его продажи или для разделения долей между акционерами.
Своим опытом работы юриста и консультанта поделился Сергей Жестков, партнер «Бейкер и Макензи — Си-Ай-Эс», рассказав о подготовка к сделке, сроках и связанных с реструктуризацией проблемах. По его словам, для инвесторов важна эффективная бизнес-модель, поэтому если она не была выстроена еще при создании бизнеса, то возможно ее воплотить, спустя некоторое время.
Феликс Стетой, бывший операционный директор холдинга «Пикчер Инт., основываясь на своем опыте ритейлера, отметил, что оптимизация структуры предприятия бывает губительной для ее акционеров. Так как подобные активы часто представляют определенный «интерес» для чиновников. С его мнением был согласен Владимир Слепов, генеральный директор сети магазинов «Коралл», отметив, что прозрачность — рецепт для защиты бизнеса, но есть множество примеров, когда компания «уходила» к тому, кому она понадобилась.
С другой стороны, реструктуризация позволяет выйти на открытые финансовые рынки, заметил Сергей Саркисов, совладелец и вице-президент корпорации «Эконика». Он рассказал историю создания логичной структуры корпорации «Эконика», которая, в основном, создавалась для получения облигационного займа. Хоть компания и прошла реструктуризацию, а затем передумала брать займ, зато теперь может банковскими кредитами по более низким ставкам.
О том, как оставаться спокойным, когда в твоем бизнесе хотят «покопаться», рассказал Георгий Николайчик, председатель совета директоров ТГ «Буду мамой». Его группа компаний была создана еще в 2006 г.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что "обеление" бизнеса сводит к минимуму возможность рейдерских захватов, т.к. затраты на незаконное присвоение прозрачного бизнеса порой превышают стоимость самой компании. А порой компания достигает такого состояния, что ее надо менять, иначе невозможно продолжать работу. Тогда часто акционеры приходят к выводу, что необходима реструктуризация. Однако, подытожили обсуждение тем, что в нашем государстве пока слабо защищаются права бизнеса, а создание холдинга с головной структурой за пределами Российской Федерации позволяет "играть" по правилам западного законодательства.
Второй круглый стол «День без покупок: враги и друзья сетевого ритейла в России» был посвящен в основном покупателям. Кто они, что любят, в какие магазины хотят приходить, как с ними можно общаться или лучше даже не улыбаться, — рассказали Евгений Громова, президент исследовательской компании WorkLine, и Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-Высшей школы экономики, партнер компании Solution Tree.
Исследователи пояснили, что рост рынка розничной торговли привел к тому, что покупатели стали выбирать торговый точки для совершения покупок. Например, в Санкт-Петербурге потребители до сих пор любят ходить в магазины, работающие в формате «у дома».
«Россияне мечтают поесть, поспать и не работать», — рассказала Евгения Громова, основываясь на многолетних исследованиях потребителей. Зная потребности своих покупателей, ритейлеры способны работать эффективнее, заключила эксперт.
Со стороны ритейлеров на круглом столе выступила только Софья Светлосанова, совладелец сети салонов для детей и будущих мам «Кенгуру». Она согласилась с экспертами в том, что изучая покупателей можно добиться успехов как в сервисе, так и продажах.