Юрий Митин и Михаил Хомич задаются вопросом, может ли звездное имя дать толчок бизнесу, в частности, интернет-торговле. Для примера взята история бизнес-фиаско баскетболиста Майкла Джордана и звезды хоккея Уэйна Гретцки. Спортсмены решили стать партнерами, открыв интернет-магазин спортивной одежды. Итог вышел неутешительным: интернет-юзерам все равно, кто продает им кроссовки, главное –– чтобы дешево и удобно.
Юрий Митин, эксперт по инновационному предпринимательству:
И этот провал начался в разгар интернет-бума, в 1999 году. Оказывается, не только звезды Голливуда пытаются сделать бизнес на своем имени. Спортсмены ничуть не хуже.
Видимо, так и рассуждали Майкл Джордан и Уэйн Гретцки, когда открывали сайт MVP.com. Это был интернет-магазин спортивной одежды. В бизнес сразу же зарядили $65 млн и стали ждать прибылей. Также спортсмены договорились о рекламе на $85 млн с популярным телеканалом CBS. Пиар не подкачал –– люди хлынули на сайт.
Но уже через год выяснилось, что вложенные деньги не вернутся никогда. Оказалось, что потребителям в интернете не важно, кто основал сайт. Их волнуют удобство интерфейса и цена. Ни то ни другое не было на высоте. Нашлись конкуренты удобнее и дешевле.
А продажи, хоть и едва окупали работу, но уж точно не могли вернуть полсотни миллионов вложенных долларов. Уже в 2000 году CBS расторг соглашение с магазином из-за неуплаты задолженности, а потом фактически купил его. Еще $65 млн долларов пали жертвой доткомовского кризиса.
Как великие спортсмены могли потерять такие деньги?
Михаил Хомич, преподаватель экономики инноваций МГУ имени Ломоносова:
Ну, тут все по-старому. Как и в случаях с "Планетой Голливуд" и "Фэшн Кафе". Основатели не позаботились о главных вещах, рассчитывая прикрыть дыры звездными именами.
В итоге –– ни Гретцки, ни Джордан не компенсировали ошибок при разработке сайта, неправильного ценообразования и огромных неоправданных инвестиций.
Все просто. Только на громких именах далеко не уедешь. Работайте над реализацией.