Место продуктового оператора в первом открывшемся с начала кризиса торговом центре «МетроМаркет» занял универсам алтайской сети «Мария-Ра», сумевшей отстоять за собой эту площадку в борьбе с крупнейшими ритейлерами города. Название «Марии Ра» редко попадает в сводки новостей — компания практически не замечена в крупных покупках, скандалах или масштабных инвестиционных проектах. Тем не менее, как выяснил НГС.БИЗНЕС, у алтайской сети работает в Новосибирске уже 20 магазинов, а число торговых точек в Новосибирской области около 30.
Универсам «Марии-Ра» начал работать в новом четырехэтажном торговом центре «МетроМаркет» еще до того, как в нем открылись остальные магазины («Лимон», «Парфюмика», «Левел», Book Look и др.). ТЦ возведен на месте постройки 80-х годов, сооруженной в свое время для нужд строящегося метрополитена. В 90-х это здание оккупировали всевозможные арендаторы, одним из которых стал супермаркет «Студенческий». После того как метрополитеновскую «времянку» разрушили, в районе метро «Студенческая» возник самый настоящий «продуктовый вакуум» — для того чтобы освободить площадку, будущему ТЦ пришлось закрыть даже продовольственный открытый рынок. Ситуация усугубилась тем, что из-за финансовых проблем строительство торгового центра было заморожено почти на год.
Неудивительно, что, когда ТЦ на «Студенческой» все же начал достраиваться, им заинтересовались многие ритейлеры.
Активный интерес к этой площадке проявляли, в частности, такие компании, как «Холидей», «Новые торговые системы», «Сибирский Гигант».
Так, руководитель отдела маркетинга «Холидея» Дмитрий Кувшинов, например, говорит, что его компания рассматривала возможность приобретения этого помещения, но решила, что предложенная за него цена слишком высока. При этом Кувшинов признает, что место, занятое «Марией-Ра», «интересно» и «Холидей» будет искать возможности для того, чтобы открыть в этом районе свой магазин. Согласен с тем, что место это удачное, и коммерческий директор новосибирской сети «Пятерочка» Роман Загуменный: «Лакомое место. Мы интересовались этим местом под супермаркет. Конечно, не «Пятерочку» думали там открыть, а что-то по формату ближе к «Патерсону».
«Мария-Ра» пришла на новосибирский рынок в 2005 году, открыв свой первый магазин на ул. Бориса Богаткова. С самого начала компания выбрала тактику органического роста. «Холидей», например, чтобы выйти на омский рынок, купил здесь сразу крупную сеть (сейчас она работает под брендом «Сибириада»), а в Кузбасс новосибирская сеть пришла, поглотив «Кору». НТС пришли в Барнаул, купив здесь сразу двух местных игроков. А кузбасская компания «РегионМарт» покупала конкурентов в Томске и Иркутске.
В отличие от других крупных сибирских ритейлеров, алтайская сеть расширяла свое присутствие постепенно, просто открывая магазин за магазином. Крупные покупки недвижимости, предпринятые владельцем «Марии-Ра» Александром Ракшиным (гостиница «Центральная» и «Центральный рынок»), были отдельными проектами, никак не связанными с развитием сети.
Сегодня у «Марии-Ра» в Новосибирске уже 20 магазинов — по числу объектов она теперь сопоставима, например, с новосибирской частью сети «Холидей» (24 магазина) и занимает по этому показателю 3-е место в городе (больше всего магазинов у НТС).
Для сравнения: «Холидей», давно уже работающий в Омске, имеет там 15 объектов, а у НТС в Барнауле всего 9 «Пятерочек».
Отличительная особенность магазинов сети «Мария-Ра» — большое количество алтайских продуктов на ее полках.
Некоторые товары (как, например, отдельные бренды молочной продукции, пива, копченостей и т.д.) в Новосибирске можно найти только в «Марии-Ра». В самой компании говорят, что доля алтайских поставщиков в магазинах ее сети достигает 30 %. Активно развивает алтайская компания и свою программу так называемых «собственных торговых марок» (СТМ) — продуктов, производимых под маркой торговой сети по ее заказу.
Новосибирские ритейлеры в свое время восприняли приход алтайского конкурента с немалым скепсисом, настаивая на том, что наличия на полках алтайских товаров недостаточно для успеха у покупателей. Тем не менее компания из Барнаула сумела закрепиться на рынке, продолжая методично расширять на нем свое присутствие. В отделе маркетинга «Марии-Ра» сообщили, что помимо магазина в «МетроМаркет» сеть пополнилась в январе этого года еще одним универсамом на ул. Кропоткина, а в первом полугодии к нему должны добавиться еще два магазина.