Когда в России из сладких вод знали только колу, Сергей Выходцев привез из Америки идею гениального напитка Invite: нужна лишь вода и волшебный порошок из пакетика. Михаил Хомич и Юрий Митин рассказывают о том, как, создав компанию, а вместе с ней и собственный рынок, можно заработать первый громкий успех и с легкой руки подрядчика подорвать доверие потребителя.
Михаил Хомич, преподаватель экономики инновация МГУ им. Ломоносова:
Эта история начиналась в первой половине 90-х гг., когда предприниматель Сергей Выходцев уехал в Африку. Там он подсмотрел идею, как делать вкусные напитки из какого-то растворимого в воде американского порошка. Получалось вкусно. В России тогда пили колу да воду с вареньем.
Сергей создал компанию С-Pro, а знакомые химики скопировали формулу американского продукта. Заказ на производство по оставшимся контактам Выходцев разместил в ЮАР. Сделал торговую марку Invite и запустил рекламу на ТВ.
Уже в 1996 объем продаж Invite составил $30 млн. Тут же повалили конкуренты. По сути, Выходцев с нуля создал рынок в 100 млн. Все было хорошо, производство Invite было даже перенесено из ЮАР в США. Но в 1997 году начались серьезные трудности. Резко упали обороты.
Оказалось, на предприятии в США заменили один ингредиент на более дешевый. Оригинальный рецепт разработали в России, учитывая химический состав местной воды. Когда произошла замена, порошок перестал растворяться. Дистрибуторы стали возвращать товар. После изнурительных судебных тяжб американцы признали свою неправоту, оплатили все судебные издержки и покрыли небольшую часть убытков от возврата товара. Но в глазах покупателей Invite реабилитировать уже не удалось.
Давайте добавим ясности.
Юрий Митин, эксперт по инновационному предпринимательству:
С напитком все понятно – блестящая идея и вкусный результат. Но даже с хорошей идеей надо быть крайне внимательным к реализации. Особенно в индустрии питания. Доверие потребителя можно заработать только один раз, а значит, надо было очень тщательно выбирать подрядчиков.
Вывод: помните о качестве и аккуратно выбирайте партнеров по бизнесу.