Идея проведения эксперимента по электронной маркировке табачной продукции в РФ была позитивно воспринята производителями сигарет, некоторые торговые сети также выразили готовность поучаствовать в тестировании. Неясно пока, что будет из себя представлять новая марка на пачке, но табачные компании призывают сделать техническое решение простым и недорогим.
Эксперимент по маркировке табачной продукции «средствами идентификации» пройдет в России с 15 января по 31 декабря 2018 года, постановление правительства о его проведении было опубликовано на сайте кабинета министров во вторник. Оператором информационной системы для проведения эксперимента выступит ООО «Оператор-ЦРПТ». Эксперимент будет добровольным.
Предполагается, что пилотный проект позволит, в частности, проверить эффективность механизмов маркировки табачной продукции для обеспечения ее подлинности, а также для противодействия ввозу в Россию контрафакта. Кроме того, по итогам эксперимента будет определена целесообразность перехода на обязательную маркировку табачной продукции.
Минпромторг РФ до 15 декабря текущего года должен разработать и утвердить методические рекомендации по проведению эксперимента и его план-график. Кроме того, будут утверждены требования к информационной системе, к обеспечению защиты информации, содержащейся в системе, и к обеспечению безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента.
Производители готовы
Крупнейшие производители табачной продукции готовы принять участие в эксперименте — об этом РИА Новости рассказали представители JTI, Philip Morris International (PMI) и «БАТ Россия» (российская структура табачной компании British American Tobacco, BAT).
«Мы полностью поддерживаем выбранный правительством РФ формат конструктивного взаимодействия государства и бизнеса. В контексте развития цифровой экономики, подобный подход позволит найти и реализовать максимально эффективное, современное техническое решение, отвечающее задачам государства и учитывающее производственные особенности табачной отрасли», — отметил вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко.
Руководитель отдела «БАТ Россия» по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями Максим Курганский рассказал, что сейчас компания изучает и сравнивает технические решения по маркировке, доступные в России и других странах.
«В рамках пилотного проекта мы планируем оснастить оборудованием для нанесения кодировки одну линию, где можно выпускать несколько наименований продукции. Мы хотим проанализировать, как внедрение кодировки повлияет на производственный процесс», — отметил представитель компании.
Провести эксперимент на небольших объемах планирует и JTI. «На первоначальном этапе имеется в виду маркировать только один бренд с целью отработки технологии маркировки и мониторинга оборота табачной продукции», — сообщил вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев.
По его словам, производство компании в России оборудовано всем необходимым для цифровой маркировки продукции, однако вопросы сопряжения техники с будущей государственной информационной системой еще предстоит отработать на практике. Представитель «БАТ Россия» сообщил, что часть оборудования для нанесения и считывания кодов у производителя имеется, другую часть необходимо будет закупать и модернизировать.
Торговля тоже хочет поэкспериментировать
Согласно постановлению, в эксперименте по электронной маркировке могут также принять участие российские организации оптовой торговли и розничные ретейлеры. В X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») сообщили РИА Новости, что компания планирует участвовать в эксперименте и уже начала подготовку к нему.
«Это хорошая возможность оценить со стороны бизнеса проблематику реализации подобных систем, перспективы их применения и возможности, которые имеют системы маркировки и идентификации. Детали будут определены после выхода методических рекомендаций», — отметил представитель X5.
«Metro планирует принимать участие в эксперименте по поштучному учету табачных изделий в 2018 году. В настоящий момент еще нет методологии учета и технической документации проекта, поэтому о степени вовлеченности и географии участия сообщить пока не можем», — рассказали в свою очередь в пресс-службе российской Metro Cash & Carry.
Представитель группы «Дикси» сообщил, что ретейлер обсуждает возможность участия в тестировании и примет решение по этому вопросу до конца декабря.
Что мы увидим на пачке сигарет?
Своеобразной интригой остается вопрос, чем именно будет маркироваться табачная продукция. Вариантов несколько. В конце ноября советник вице-премьера РФ Александра Хлопонина Георгий Петришин сообщил, что власти РФ обсуждают три варианта маркировки. Первый был предложен участниками табачного рынка, второй — RFID-метки, использовавшиеся при маркировке меховых изделий.
Третьим обсуждаемым вариантом является, по словам советника вице-премьера, единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая сейчас работает для алкогольной продукции.
Вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Киселев отметил, что в основу эксперимента заложен принцип государственно-частного партнерства, поэтому выбор средства идентификации будет согласован с учетом специфики производства сигарет — например, скорости линий и их технологической оснастки, размерности и видов потребительской упаковки.
«Ни RFID, ни традиционный QR-код этим условиям не соответствуют. Надежная защита информации, содержащейся в маркировке, диктует выбор в пользу двухмерного штрихового кода в формате DOT Code или Data Matrix», — указал он.
Затраты и выгоды
По мнению PMI, наиболее перспективным решением может стать система, использующая формат маркировки, наносимый непосредственно на потребительскую упаковку в процессе производства с возможностью прослеживать продукцию и агрегировать данные по всей цепочке поставок от завода до конечного потребителя.
«Выбранное техническое решение должно быть простым и эффективным в использовании как для контролирующих органов, так и для всех участников рынка. При этом использование такой технологии не должно привести к существенному росту конечной стоимости продукта и перебоям в поставках продукции на российский рынок», — отметил Слипченко.
Тезис о стоимости сигарет, кстати, очень важен в контексте всей темы маркировки — вопрос цены возникает всегда, когда речь заходит о планах запустить нанесение меток на новые виды товаров.
«Важно, чтобы была разработана система, которая соответствует технологическому уровню современного производства и продаж, и чтобы она не привела к росту цен для потребителей», — согласен Курганский из «БАТ Россия». Он отметил, что необходимый объем инвестиций для установки оборудования по маркировке компания сможет подсчитать после появления методических рекомендаций для участников проекта.
«Естественно, что нам придется пойти на некоторые расходы, связанные с отладкой информационного взаимодействия с оператором государственной системы. Эти расходы, однако, несущественны в сравнении с преимуществами, который каждый участник табачного рынка может получить в результате вытеснения незаконной табачной продукции из оборота на российском рынке», — подчеркивает Киселев из JTI.
В свою очередь, вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Слипченко указал, что создание государственной системы контроля за оборотом табачной продукции позволит в совокупности с другими мерами ограничить рост нелегального рынка и, тем самым, сократить потери бюджета России.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ретейла.