С начала года сразу несколько ведущих высокотехнологичных компаний мира объявили о своем выходе на рынок носимых (wearable) умных устройств — смарт-часов и смарт-очков. Эксперты считают, что на фоне скорого насыщения рынка смартфонов компаниям необходимо искать новые источники дохода и привлекать потребителя к своей продукции новыми классами устройств.

Неблагоприятный смартфон

По прогнозам аналитиков, рынок смартфонов, объем которого сейчас составляет около $360 млрд, близок к насыщению: к 2017 году годовые темпы роста рынка могут сократиться до 10% с нынешних 27%. Наблюдатели подчеркивают, что это не означает начала заката эры смартфонов,— рынок еще достаточно молодой (около пяти лет), и уровень проникновения смартфонов в развитых странах весьма высок. Согласно исследованию аналитического агентства comScore, в ноябре 2012 года число пользователей смартфонов в США впервые превысило 50% от общего числа владельцев мобильных телефонов. Похожая картина наблюдается в Европе: по состоянию на октябрь 2012 года уровень проникновения смартфонов на рынки пяти крупнейших экономик ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания) достиг 54,6%, причем для Великобритании и Испании этот показатель составляет 62,3% и 63,2% соответственно. По данным Strategy Analytics, количество поставленных на рынок смартфонов в 2012 году составило около 700 млн устройств, что на 42,7% больше показателей годичной давности. Первое место по поставкам смартфонов осталось за Samsung, поставившей за 2012 год 213 млн устройств, на втором месте твердо закрепилась компания Apple, поставившая на рынок 136 млн iPhone. Всего на смартфоны Apple и Samsung приходится около 50% устройств, проданных в этой категории во всем мире.

Но уже сейчас производители готовятся к тому моменту, когда продажи смартфонов начнут буксовать. Компании, которые первыми начнут продавать многозадачные устройства, соединяющие функции смартфонов и, например, часов, смогут привязать пользователей к своим операционным системам, поддержат продажи других своих гаджетов (смартфонов, планшетов и ТВ).

В последнее время все больше высокотехнологичных компаний делают ставку на так называемые носимые гаджеты, то есть устройства, надеваемые на тело как аксессуар. Производители считают, что за такими устройствами стоит идея более глубокой интеграции высоких технологий в повседневную жизнь и одновременно с этим — упрощение их использования. До последнего времени на рынке были широко распространены умные устройства для мониторинга физической активности и занятий спортом, такие как электронный браслет Nike Fuelband, однако тенденцию подхватили и производители смартфонов и планшетов, желающие диверсифицировать источники дохода.

Старший аналитик ABI Research Джошуа Флад прогнозирует, что к 2015 году в продажу ежегодно будет поступать около 500 млн носимых девайсов. По оценке старшего аналитика Juniper Research Нитина Бхаса, к 2014 году стоимость рынка "носимых" технологий превысит $1,5 млрд (см. колонку). А к 2016 году, по данным исследовательской компании Gartner, он может разрастись до $10 млрд.

В настоящий момент 61% рынка "носимых" технологий приходится на гаджеты для спорта, однако начинает зарождаться новая категория совместимых со смартфоном устройств, например часов. Одной из первых такое устройство массово стала продавать Sony: в апреле 2012 года в продажу по цене $149 поступили умные часы Sony SmartWatch, совместимые со смартфоном на базе операционной системы Android. Устройство сигнализирует о входящих звонках, позволяет просматривать электронную почту, смс и уведомления в соцсетях, управлять медиаплеером на смартфоне, на часы можно устанавливать виджеты. В январе 2013 года появились умные часы Pebble со схожим функционалом: часы синхронизируются с гаджетами на операционных системах iOS и Android, отображают звонки и сообщения, играющую в плеере музыку, количество пройденных километров и прочее. Устройство способно держать заряд батареи в течение недели благодаря экрану e-ink (электронная бумага). Однако наиболее примечательной особенностью Pebble является тот факт, что умные часы стали одним из самых успешных проектов сайта краудфандинга Kickstarter: создателям часов удалось штурмом взять мир высоких технологий, собрав $10 млн для реализации проекта. На данный момент, по данным Pebble, продано уже более 85 тыс. экземпляров часов. Более высокий ценовой диапазон занимают итальянские часы I’m Watch, стоящие в среднем от €200 до €1,8 тыс. благодаря дизайнерскому исполнению и расширенным функциональным возможностям, более полно повторяющим современные смартфоны, с часов можно даже звонить благодаря встроенному в корпус микрофону.

Несмотря на то что, казалось бы, рынок умных часов уже достаточно заполнен, ими заинтересовались и лидеры рынка смартфонов — Apple и Samsung. Впервые о смарт-часах производства Apple заговорили в феврале 2013 года. Слухи об их разработке до сих пор не подтверждены официально, и точные характеристики нового устройства пока неизвестны. Предполагают, что при помощи нового гаджета, получившего неофициальное название iWatch, пользователи смогут совершать звонки, осуществлять навигацию по картам, а также получать уведомления о входящих сообщениях и пользоваться шагомером и датчиком пульса. Не исключают также, что iWatch будет отзываться на голосовые команды. В целом же от Apple ждут очередной революции, подобной той, что произошла с выходом первого iPhone, и подразумевающей появление передового устройства и по техническим характеристикам, и по дизайну. Привыкшая не отставать от американцев Samsung аналогичные разработки подтвердила официально. О планах Samsung в интервью Bloomberg 19 марта сообщила исполнительный вице-президент мобильного подразделения Samsung Ли Ен Хи: "Мы уже длительное время занимаемся разработкой смарт-часов. Мы работаем над проектами для будущего, и часы определенно входят в их число".

Протри очки

От лидеров рынка смартфонов не хочет отставать и Google, у которого уже есть крайне амбициозный проект в сфере "носимых" умных технологий — очки Google Glass. Анонс умных очков в апреле 2012 года по праву считается главным фактором, подстегнувшим развитие и выход "носимых" технологий на новый уровень. Проект Google действительно произвел эффект разорвавшейся бомбы благодаря своей футуристичности: умные очки, реагируя на голосовые команды, способны посылать сообщения, совершать звонки и делать фотографии, а также выводить на стекло всю необходимую информацию, например изображение собеседника при видеозвонке. При этом умные очки тоже будут работать на платформе Android в комплекте со смартфонами, через которые будет обеспечиваться интернет-соединение. Предположительно, в будущем Google Glass будут использовать технологии дополненной реальности (augmented reality — AR), то есть смогут отображать текстовую и графическую информацию, дополняющую реальные предметы, которые видит пользователь. В вышедшей в марте 2013 года версии для тестирования такие функции пока не предусмотрены, однако имеющиеся у Google патенты в сфере AR могут заложить основу для развития подобного функционала. О том, насколько серьезно относится Google к проекту Google Glass, говорит и то, что на прошлой неделе компания сообщила, что эти устройства будут производиться в США, а не в Китае или какой-либо другой стране, популярной для производственного аутсорсинга.

Стоит отметить и основного конкурента Google Glass — Smart Glasses компании Vuzix, одного из лидеров рынка AR. Владеющая большим количеством лицензий на разработку видеоочков Vuzix широко известна очками дополненной реальности Star 1200, поступившими в продажу в августе 2011 года по цене $5 тыс. и позволяющими пользователям совмещать реальное изображение с цифровым. Осенью 2012 года стало известно, что такие AR-очки для своих пилотов заказал "Аэрофлот". Что же касается очков Smart Glasses, они больше похожи на Bluetooth-гарнитуру, схожи по функциям с продуктом Google и способны работать как автономно, так и с устройствами на операционных системах Android и iOS. Кроме того, патент на подобные разработки в ноябре 2012 года подала и Microsoft, а южнокорейская компания LG, по появившимся в конце марта 2013 года слухам, не хочет отставать от всех появившихся новых тенденций, взявшись за разработку как умных часов, так и очков.

Сама идея "носимых" технологий не нова: первые умные часы появились еще в 1980-е годы и по тем временам были абсолютно инновационным устройством, которое не просто показывало время, но еще и позволяло производить основные математические вычисления и создавать памятки. Однако занять значительную нишу на рынке таким устройствам было сложно: даже запущенные в 2003 году умные часы от Microsoft компании пришлось снять с производства через пять лет из-за низкой рентабельности. По мнению аналитика Current Analysis Ави Грингарта, причина неудачи в том, что в 2003 году еще не было смартфонов. "Производители десятилетиями пытались вывести на рынок гаджеты, подобные умным часам, однако переломный момент наступил сейчас благодаря смартфонам. Технологии обработки информации, передачи изображения, а также сенсорные технологии, разработанные для смартфонов, вышли на очень высокий технический уровень, стали миниатюрными и недорогими, благодаря чему они могут быть применены к устройствам, которые можно носить на теле, прицеплять к одежде и даже (в конечном счете) вживлять в кожу. Немаловажно отметить, что такие устройства не обязательно должны быть полностью автономными, а могут выступать в качестве дополнения к портативным, программируемым и всегда подключенным к сети компьютерам, то есть смартфонам",— считает эксперт.

Говоря о том, кто может стать лидером рынка благодаря "носимым" технологиям, эксперты в первую очередь называют Apple и Samsung. По данным аналитика Forrester Сары Ротман Эппс, у Apple есть все шансы отвоевать рыночное пространство благодаря умным носимым гаджетам по ряду веских причин. "Apple, как никто другой, способна успешно запустить новый продукт, поскольку имеет развитую систему приложений, свою собственную сеть розничных магазинов, а также может похвастаться очень высокой узнаваемостью бренда",— полагает Сара Ротман Эппс. С ней соглашается ее коллега аналитик Forrester Энтони Маллен: "В отличие от Samsung компания Apple меньше рискует, потому что американская компания контролирует более крупную производственно-сбытовую цепочку, включающую сами гаджеты, программное обеспечение, экосистему разработчиков приложений и ритейл".

С другой стороны, по словам господина Маллена, Samsung работает с несколькими платформами, что повышает гибкость и дает ей возможность создавать собственные интересные предложения. Кроме того, у Samsung есть все шансы предложить те же самые смарт-часы по более выгодной цене, чем у Apple, поскольку южнокорейская компания сама производит дисплеи и чипы. Как полагает главный инвестиционный стратег Oracle Investment Research Лоренс Балтер, одна из основных задач разработчиков — предложить устройство по цене, не превышающей $200. Победителю в этом ценовом соревновании удастся закрепиться в качестве лидера отрасли на многие годы.

Рынок тронулся умом

Аналитики сходятся во мнении, что умные часы и очки станут привычным для нас явлением в обозримом будущем, не исключая, что уже через десять лет нормой станет одежда со встроенными сенсорными экранами, на которые будет выводиться информация со смартфона, а также такие данные, как пульс, температура тела, скорость ходьбы и прочее. В марте 2013 года английский разработчик сенсорных технологий Peratech объявил о партнерстве с экспертами London College of Fashion с целью создания линии синхронизированной с электронными очками одежды, в рукава которой будут встроены дисплей и клавиатура. В этой сфере ведет разработки и компания Apple: в январе 2013 года на сайте Управления США по патентам и торговым маркам был опубликован патент "яблочной" компании на умную обувь, подразумевающий использование системы датчиков для контроля за степенью износа обуви и передачу собранных данных на смартфон.

21 марта 2013 года стало известно, что финский производитель мобильных телефонов Nokia запатентовал необычную технологию, представляющую собой вибрирующую татуировку, приходящую в движение при входящих звонках и письмах, а также низком заряде батареи. Стоит отметить, что "носимые" технологии — это не только гаджеты для спорта и совместимые со смартфоном устройства; они широко используются в медицине и военной промышленности (см. инфографику). Так, в августе 2012 года исследователи из двух американских (University of Illinois и Northwestern University) и китайского университета (Dalian University of Technology) разработали технологию внедрения электронных сенсоров в перчатки хирурга, позволяющую при помощи простого прикосновения пальцев проводить сложную диагностику, делать надрезы или удалять ткани.

 

 

Энтони Маллен, старший аналитик в сфере интерактивного маркетинга Forrester Research

— Как вы оцениваете растущую тенденцию интереса к умным носимым устройствам?

— Глобальный тренд сейчас в том, что технологии становятся все ближе к телу. На заре компьютерных технологий вычислительные машины были тем, что люди держали у себя в подвале. Потом с появлением персональных компьютеров они переместились к нам на стол. Благодаря смартфонам они еще сильнее приблизились к телу человека, а "носимые" технологии — это то, что будет буквально прикрепляться к телу. Естественно, в конечном итоге технологии переместятся внутрь тела человека.

Другая тенденция в том, что мощности технологий увеличиваются, а занимаемое ими пространство, наоборот, уменьшается. Производители мобильных устройств стали пионерами использования сенсорных технологий и задали новые стандарты меньших по размеру устройств, и эти достижения могут быть использованы в разработке "носимых" технологий.

— Можно ли сказать, что на рынке мобильных устройств наблюдается переход от модели "одно устройство" к модели "несколько дополняющих друг друга устройств"?

— Да, но не в ближайшее время. Существует широкая экосистема умных устройств, которая постепенно развивается и образует синергию: носимые устройства, смартфоны, умные объекты, умные комнаты, улицы и города. Смартфоны станут центром "интернета вещей" (то есть единой сети, соединяющей окружающие нас объекты реального и виртуального мира). Стоит отметить, что смартфоны способны обработать большую часть цифровых задач, однако не являются идеальным инструментом для такой работы. К примеру, смартфоны способны воссоздавать дополненную реальность, но для этого намного лучше подходят очки или контактные линзы.

— Полагаете ли вы, что рынок смартфонов достигает насыщения и его игроки ищут другие источники роста прибыли?

— Рынок смартфонов является относительно молодым (пять лет или около того), а уровень проникновения смартфонов в развитых странах весьма высок. Однако в развивающихся странах будут все активнее выпускать собственные смартфоны для удовлетворения местных потребностей, так что тут пространство для роста велико.

Насыщение рынка происходит не только в сфере гаджетов, но и в окружающей их экосистеме. Телекоммуникационные компании, понимающие, каким образом перемены скажутся на создании умной экосистемы со смартфоном в ее центре, активно инвестируют в "интернет вещей" и инструменты контекстного маркетинга, необходимые для лучшей интеграции смартфонов в окружающую среду.

— Кто является (или будет) основными игроками на рынке умных "носимых" технологий? Какие еще "носимые" технологии могут появиться в будущем?

— Первым признаком интереса потребителей к новому классу устройств стал успех умных часов Pebble, средства на разработку которых были добыты исключительно за счет краудфандинга. IT-гиганты добьются успеха или за счет продаж техники, или косвенно, за счет своего программного обеспечения. Также я ожидаю, что Apple представит революционные часы, не просто работающие как автономное устройство, но и выступающие отличным дополнением к другим "яблочным" гаджетам. В распоряжении у Google огромная исследовательская база, необходимая для разработки таких функций, как распознавание голоса или картинки, поэтому ОС от Google будут оснащены многие новые устройства. Кроме того, существует множество новых нишевых игроков, развитие которых трудно прогнозировать.


Вопрос цены

Нитин Бхас, старший аналитик Juniper Research, автор доклада "Умные "носимые" технологии: фитнес, здравоохранение, развлечения и бизнес в 2012-2017 годах":

Быстрое развитие сенсорных технологий, интеграция на уровне компонентов и систем наряду с появлением нового поколения беспроводных технологий и мобильных устройств поспособствовали появлению рынка "носимых" технологий в потребительском сегменте. За последние несколько лет смартфоны и планшеты, которые сейчас используются в сочетании с "носимыми" технологиями, стали мощной платформой для обработки данных и доступа в интернет.

Несмотря на то что смартфоны и планшеты не были обязательным условием развития концепции умных "носимых" устройств, мы полагаем, что для успешного продвижения пользовательской версии таких устройств смартфоны и планшеты были все-таки нужны. Увеличение вычислительной мощности и улучшение функциональности современных мобильных устройств означают, что индустрия потребительской электроники и индустрия мобильных устройств сейчас максимально сблизились.

Последние два года использование синхронизированных со смартфоном "носимых" технологий для спорта и фитнеса активно растет и сопровождается появлением мобильных приложений, таких как Nike+ и Fitbit Tracker, собирающих данные во время каждой тренировки и загружающих их в смартфон для анализа.

Считающиеся "будущим форм-фактором" для всех компьютерных устройств "носимые" технологии нового поколения, в том числе умные очки и часы, предоставят множество функций, которые они способны выполнять самостоятельно или посредством дополнительного устройства.

Сейчас ключевыми игроками, принимающими стратегические решения в сегменте "носимых" технологий, являются Google, Apple и Microsoft. Выход таких компаний на рынок "носимых" технологий не только позволит создать новый опыт (как с точки зрения расширения ассортимента продукции, так и с просветительской и маркетинговой точки зрения), но и даст шанс новым игрокам повторить успех, которого они добились на рынке смартфонов.

Несомненно, производители трех основных мобильных платформ (Apple, Google и Microsoft) занимают сильные позиции, чтобы повторить успех на рынке смартфонов за счет устройств нового поколения (в данном случае — "носимых" технологий) и могут обеспечить своего рода взаимодействие первых и вторых.

Однако, по мнению Juniper Research, для того чтобы стать лидером рынка "носимых" технологий, его игрокам необходимо разработать систему приложений, схожую с уже существующей для смартфонов. Одновременное развитие системы приложений и носимых гаджетов приведет к более органичной интеграции в нашу жизнь таких технологий, как дополненная реальность.

По данным Juniper Research, рынок "носимых" технологий следующего поколения, включающий в себя умные очки, будет оцениваться более чем в $1,5 млрд к 2014 году, причем большая часть этих доходов придется на устройства для фитнеса, многофункциональные гаджеты и средства мониторинга состояния здоровья.

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments