Мнение эксперта: Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью ГК DIXIS
— Татьяна, что есть прикассовая зона магазина DIXIS?
— ПЗ магазина DIXIS – это место, где человек завершает свое движение по магазину и совершает покупку.
В ПЗ находится:
- панель, расположенная за кассиром – на ней обычно располагаются аксессуары к сотовым телефонам;
- ближайшая витрина к ПЗ;
- информация о проводимых акциях.
— Мы тем или иным способом получаем новую торговую площадь (арендуем, покупаем, строим и т.д.). В какой момент уже надо начать мысленно проектировать прикассовую зону (ПЗ)?
— Если строим, то с самого начала. Если арендуем, то после первого просмотра помещения.
— Как правильно начать проект по проектированию ПЗ?
— В первую очередь, необходимо определиться с такими важнейшими вещами как:
- зонирование помещения;
- направление потока покупателей и его объем;
- безопасность;
- определить товарные группы, которые будут располагаться в ПЗ.
— В чем специфика проектирования ПЗ для Вашего магазина цифровой техники?
— Специфика заключается в том, что ПЗ состоит из двух частей:
1 часть – рядом с рабочей стойкой. Витрина рядом с ПЗ не является приоритетной, т.к. люди, которые стоят в очереди, часто загораживают ее.
2 часть — за рабочей стойкой. Является довольно приоритетным местом. Именно там мы размещаем товары импульсной покупки.
— Кто отвечает за оборудование ПЗ в Вашей компании?
— За распределение торгового и выставочного оборудования отвечает мерчандайзер.
— Какова структура затрат на проектирование одной ПЗ? Каков бюджет всего проекта на один магазин?
— Затраты на проектирование прикассовой зоны составляют приблизительно 15-20% от общей стоимости магазина.
— Как формулируется постановка задачи на проектирование прикассовой зоны? Какие требования к ней предъявляются? Какие характерные задачи/проблемы решает прикассовая зона?
Основных правил несколько:
- с ПЗ должна просматриваться максимальная площадь салона – безопасность;
- ПЗ должна быть видна покупателям и находиться в конце зала. Таким образом, чтобы покупатель, совершая свой путь до кассовой зоны, имел возможность увидеть большинство витрин с товаром;
- в ПЗ располагается универсальная группа аксессуаров;
- сконцентрировано максимальное количество информации (прайс-лист, плакаты по акциям…).
— Привлекаете ли Вы к проекту консультантов? Как правильно выбрать консалтинговую компанию?
— Привлекаем. Прежде всего, необходимо посмотреть проведенные ими ранее проекты и уже на основе этого анализа делать выбор.
— Как правильно выбрать поставщика оборудования?
— Во-первых, у поставщиков должно быть свое производство, за счет этого можно ожидать существенного снижения цены. Во-вторых, необходимо ознакомиться с их сроками производства и самим производством.
— Из чего состоит рабочее место кассира в Ваших магазинах? Какие характерные особенности можно выделить в оборудовании рабочего места кассира?
- Кассовый терминал;
- штрих код;
- банковский терминал;
- принтер;
- компьютер;
- счетчик купюр;
- детектор для проверки денег;
- монетница.
— На основе каких данных оборудуется рабочее место кассира? Что нужно учитывать, перед тем как начать оборудовать рабочее место кассира?
— Основные требования – это безопасность, высокая скорость работы и максимальная доступность данных о наличии продукции в салонах.
— Бывают ли в Ваших магазинах очереди?
— Да.
— Нужно ли бороться с этим явлением?
— Если очередь состоит из двух-трех человек, с этим бороться не стоит. Если же очередь больше, то высока вероятность, что она будет загораживать витрины, поскольку площади магазинов на рынке сотового ритейла невелики и составляют в среднем 30-50 кв. м.
Соответственно, с этим явлением необходимо бороться при помощи увеличения количества как оборудования, так и специалистов. Кроме того, в очереди не должны находиться люди, которым требуется консультация продавца.
— Вы зарабатываете на очередях? Каким образом?
— Да, благодаря правильному размещению универсальных аксессуаров в ПЗ и импульсного товара: батарейки, флеш–карты и пр.
— Какое оборудование в ПЗ способствует уменьшению очередей?
— Компьютер.
— Известна ли цифра, характеризующая уровень краж в Вашей компании?
— Краж в наших магазинах не происходит, поскольку мы не являемся магазинами самообслуживания. Весь товар находится в закрытых витринах, демонстрация осуществляется продавцом.