Мнение эксперта: Дмитрий Парфенов, директор по закупкам направления продовольственных товаров ГК "Виктория"
— Дмитрий, что есть прикассовая зона магазина?
— Это место, где есть возможность сделать дополнительный оборот. Покупатель в ПЗ – это покупатель, который уже сложил все покупки в корзину и готов расплачиваться, а у нас появляется последний шанс что-то ему продать дополнительно.
— Мы тем или иным способом получаем новую торговую площадь (арендуем, покупаем, строим и т.д.). В какой момент уже надо начать мысленно проектировать прикассовую зону (ПЗ)?
— Сразу, когда проектируется магазин. Когда есть предварительный набросок торгового зала, мы определяем, где будут стоять кассовые узлы, какие и каких размеров, их количество. В этот же момент уже имеет смысл закладывать размер прикассового оборудования. Чтобы потом не обидеть торговый зал из-за того, что нет достаточного прохода между стеллажом и прикассовой зоной.
Для себя мы избрали определенную концепцию ПЗ. Например, для формата «магазин у дома» поняли, что ПЗ должна состоять из двух секций, не больше. Магазины такого формата не рассчитаны на большие очереди, поэтому сильно удлинять прикассовую зону вдоль очереди нет смысла.
— В чем специфика проектирования ПЗ для Вашего формата торговли?
— В принципе, ПЗ для всех одинакова, и отличается, главным образом, размерами. А размер ПЗ зависит от размера торгового зала.
— Кто отвечает за оборудование ПЗ в Вашей компании?
— У нас исторически сложилось так, что я отвечаю за оборудование ПЗ. Это потому, что расходы на оборудование в этой зоне несет поставщик продукции, который хочет там продаваться. На стадии проектирования ПЗ составляются контракты с нашими основными поставщиками, и мы вместе с ними выбираем оптимальные варианты оборудования.
— Привлекаете ли Вы к проекту консультантов? Как правильно выбрать консалтинговую компанию?
— Мы не привлекали консультантов к проекту проектирования ПЗ. У нас достаточно опыта, чтобы выполнить эту задачу самостоятельно. Но, мы пользуемся аналитикой от наших поставщиков продукции. Например, расчеты и выкладки по прикассовой зоне. В основном на прикассовую зону работают иностранные производители. И конечно у них есть богатый опыт, который мы, безусловно, используем в своих магазинах.
— Как правильно выбрать поставщика оборудования?
— На самом деле оборудование для ПЗ делается на максимум 3 заводах в России и поэтому оно практически одинаковое. Бывают специальные заказы от производителей ТНП, чтобы им удобнее было размещать свои мастер-блоки, например, полочки, на которых шоколадки не скатываются. Поэтому поставщика оборудования можно выбрать исходя их экономических показателей: какова стоимость контракта, за чей счет установка и т.д.
— Как заработать на очереди?
— Как я уже говорил, ПЗ это некий дополнительный вариант заработка, основанный на том, что человек перед выходом что-то еще может купить. Покупатель стоит в очереди, глаза, хочешь — не хочешь, бегают по прикассовому оборудованию…
Очень распространенный случай, когда покупатель уже расплатился, и у него при этом остается сдача, рублей 20-30, которую он еще держит в руках и как будто не знает, куда ее деть, и он говорит: «Вы знаете, я еще, пожалуй, возьму шоколадку».
— Бывают ли в Ваших магазинах очереди?
— Очереди бывают в любом магазине.
— Нужно ли бороться с этим явлением?
— Бороться с этим нужно, но в разумных пределах. Если человек имеет возможность сразу расплатиться, не стоя в очереди, то в этом тоже нет ничего хорошего. Но с другой стороны, если очередь километровая, то вероятно, часть стоящих в очереди может «отвалиться» по причине элементарной усталости и утомленности.