Московская область планирует развивать продовольственные и промышленные кластеры. Пилотным станет молочный кластер, который объединит на начальном этапе около 20 предприятий в Ступинском, Каширском и Коломенском районах. Об этом "Известиям" рассказала и.о. министра сельского хозяйства Московской области Татьяна Тихонова. Предполагается, что новая модель обеспечит более стабильное развитие участников рынка и поможет области полностью обеспечить молочной продукцией своих жителей и организовать поставки в соседние регионы и за рубеж. В то же время эксперты полагают, что осложнить работу объединений может отсутствие федерального закона, регулирующего работу кластеров.

Как рассказала Татьяна Тихонова, планируется, что молочный кластер будет организован уже в 2013 году.

— Эта форма предполагает новые экономические отношения, — отметила и.о. министра. — Все участники заключают долгосрочный договор, совместным решением определяют цены, которые будут внутри кластера, и разрабатывают план по объему продукции, которая будет реализована. Сегодня может случиться так, что рынок произведет определенный объем продукции, но торговля не сможет его реализовать. Поэтому кластер обеспечит стабильность для всех его участников. Объединятся производители молока, переработчики и торговля, так что это будет замкнутый цикл.

По словам Татьяны Тихоновой, чтобы структура "реально работала", необходимо, чтобы объединились около 50–60 предприятий. Предполагается, что в рамках пилотного проекта на начальном этапе соглашение о сотрудничестве заключат около 20 предприятий, расположенных в Ступинском, Каширском и Коломенском районах. Самым крупным из них является компания-производитель Campina. Общую программу, как отметила глава минсельхоза области, целесообразно разработать минимум на пять лет. В соглашении может быть прописан не только уровень цен, но и уровень качества продукции и обязательства по модернизации производства.

И.о. министра рассказала, что сейчас Подмосковье производит 700 тыс. т молока, что составляет только 42% от объема, который должны потреблять жители региона по медицинским нормам.

— То есть, чтобы обеспечить себя, мы должны производить около 2 млн т молока, — отметила Татьяна Тихонова. — Можно также поставлять продукцию в Москву, в другие регионы и за рубеж, в первую очередь в страны Таможенного союза — Белоруссию и Казахстан — и в еврозону.

В 2014 году в области может появиться второй продовольственный кластер — мясной. По словам Татьяны Тихоновой, проект находится в проработке. Предположительно, кластер будет располагаться в Серпуховском или Лотошинском районах. Отметим, что создание молочного и мясного кластеров прописано в долгосрочной целевой программе Московской области по развитию сельского хозяйства до 2020 года. Когда новая форма экономических отношений и механизмы партнерства органов власти и бизнеса будут отработаны, как отметила чиновница, Московская область начнет стимулировать создание других кластеров. При этом они могут быть самими разными — от овощных до зерноперерабатывающих. На начальном этапе, как рассказала Тихонова, поддержка областных властей будет заключаться в том, что они одобряют идею создания кластера, способствуют выделению земельных участков и проведению коммуникаций, если это потребуется для предприятий, и продолжают предоставлять им те субсидии, которые и раньше были для них предусмотрены, например, субсидии на новые инвестиционные проекты.

По словам советника Института современного развития Никиты Масленникова, саму идею развития кластеров стоит приветствовать, потому что она предполагают более эффективное сотрудничество предприятий. Однако в условиях, когда не существует федерального закона, регулирующего работу кластеров, у создаваемых объединений может возникнуть ряд трудностей, которые сведут все плюсы на нет.

— Соглашения по ценам внутри кластера могут вызвать вопросы у ФАС и налоговиков, — сказал эксперт. — Если последние придут к выводу, что участники получают необоснованные выгоды, их могут заставить платить дополнительные налоги. Это снизит мотивацию предприятий работать совместно: выгоды, возможно, они еще не скоро получат, а платить больше налогов должны будут сразу.

По мнению Никиты Масленникова, властям следует, напротив, ввести для кластеров налоговые льготы, чтобы стимулировать их развитие.

— Слово "кластер" сейчас модное, но понимания, что это такое, не существует, — сказал эксперт. — Принятие удобного федерального закона о кластерной политике застрахует и власти, и предпринимателей от ошибок и потери времени. Эта ситуация напоминает историю с государственно-частным партнерством (ГЧП). Разговоры о нем начались еще с начала 2000-х, и к началу этого года в субъектах федерации было принято более 70 региональных законодательных актов о ГЧП. Они часто противоречили друг другу, и бизнесу было крайне затруднительно принимать решение о том, как в этом участвовать. Поэтому с развитием ГЧП мы потеряли как минимум 6–8 лет.

Заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексей Скопин считает, что идея кластеров, скорее всего, провалится, как "провалилась идея особых экономических зон", которые так и не дали никому значительных выгод.

— Сейчас в слово "кластер" можно вложить любой смысл, потому что определения нигде нет, — сказал эксперт. — Теоретически при очень хорошей проработке идеи польза для участников может быть: это взаимная поддержка, совместная логистика, совместные продажи. На практике в России обычно преференции получают те участники, которым покровительствует глава региона, и весь кластер начинает работать на их интересы.

По мнению Алексея Скопина, власти обычно поддерживают идею развития кластеров в том числе и потому, что это дает им возможность контролировать цены — повышать их в определенные моменты и понижать перед выборами. Также наличие на рынке большой корпорации затрудняет проникновение на него иностранных компаний.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments