Кризис вынуждает акционеров крупных продуктовых сетей избавляться от дорогостоящих управленческих кадров. На смену западным специалистам приходят топ-менеджеры с российскими паспортами или выходцы из Восточной Европы. Борьба за сокращение издержек ведется и по другим направлениям. Главное из них — повышение эффективности работы с поставщиками. Некоторые сети нанимают дополнительных менеджеров именно на это направление. Как считают опрошенные РБК Петербург эксперты, в сложившихся на рынке условиях департаменты закупок становятся для ретейлеров ключевым резервом роста эффективности.

Братья-славяне

Экономический кризис заставляет ретейлеров сокращать расходы на топ-менеджмент, отмечает коммерческий директор Kelly Services Илья Ильин. Акционеры предпочитают нанимать специалистов из России или Восточной Европы. «Требования по зарплате топ-менеджеров славянского происхождения на 25-30% ниже по сравнению с их коллегами из той же Франции, — пояснил Ильин. — в условиях сокращения оборотов розницы эта экономия имеет для ретейлеров особое значение».

По данным Росстата, до апреля 2017 года оборот розничной торговли в России падал на протяжении 27 месяцев. В апреле зафиксирована нулевая динамика год к году, месяцем ранее розничная торговля сократилась на 0,4%, а за весь прошлый год она упала на 4,6%.

По словам Ильина, в кризис более востребованы способности к оперативному, а не стратегическому управлению компанией. В этом аспекте российские управленцы зачастую способны быстрее иностранных коллег показать результат — например, добиться сокращения издержек. «Западные управленцы могут классно и скрупулезно писать стратегии развития, однако там, где речь идет о конкретных бизнес-практиках, применимых в России, они часто уступают российским менеджерам, лучше понимающим нюансы отечественного бизнеса», — полагает Ильин.

За последние годы в крупной рознице произошло несколько случаев, когда российские управленцы заменяли западных коллег. Так, в 2015 году генеральным директором группы X5 вместо Стефана Дюшарма стал Игорь Шехтерман. В том же году должность генерального директора направления «Гипермаркеты» сети «Ашан» занял Олег Альхамов, который пришел на смену французскому специалисту.

Поставщикам станет труднее

Особое внимание акционеры розничных сетей уделяют департаментам, связанным с закупками. Например, в сети «О’КЕЙ» недавно была введена новая должность директора по коммерческим вопросам, которую занял выходец из хорватского подразделения международного ретейлера Kaufman Иван Дропулич.

Отметим, что в июле прошлого года в коммерческом департаменте «О’КЕЯ» уже происходили структурные изменения. Этот блок был разделен на три части, соответствующие определенным товарным категориям. Одновременно с этим был уволен директор единого до этого коммерческого департамента Анжело Турати, занимавший эту должность с 2014 года, и каждое направление возглавил отдельный директор. Теперь Дропулич объединяет под своим руководством директоров направлений, уточнил пресс-центр «О’КЕЯ».

Об усилившейся роли коммерческого блока в продуктовом ретейле говорят и поставщики продукции. Например, как ранее писал РБК со ссылкой на доклад «Опоры России», около 90% из 1,5 тыс. опрошенных поставщиков заявили о требовании торговых сетей предоставлять скидки на продукцию. Также, источник РБК в Росалкогольрегулировании указывал на тот факт, что поставщики алкоголя вынуждены занижать отпускную цену на продукцию под давлением сетевой розницы.

Частота смены кадров во многом обусловлена спецификой российского менталитета, полагает гендиректор консалтинговой компании Accentis Жислан Ватело. «Собственники требуют от новых топ-менеджеров сразу же показывать результат. При этом волатильность российской экономики часто не позволяет улучшить показатели. Однако часто бывало так, что менеджер проработал всего лишь год, не смог существенно повлиять на продуктивность сети, и вышел в отставку. Недостаток доверия — это, на мой взгляд, российская черта. В Европе директоров меняют, конечно, гораздо реже», — поясняет Ватело.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments