Рейтинг ста лучших розничных компаний, составленный по итогам эффективности их работы в 2010 г. издательским домом Retailer и информационным агентством INFOLine, возглавили продуктовые ритейлеры. В пятерку лучших FMCG-сетей вошли X5 Retail Group, «Магнит», «Ашан», «Метро Кэш энд Керри» и «О’Кей».
В 2010 г. темп роста оборота российского FMCG-ритейла составил всего 12,6% в сравнении с трехлетним периодом роста на 23% в год. Из-за этого, отмечают исследователи рынка, рынок розничной торговли продовольственными товарами в России встал на пороге ухудшения показателей LFL, усиления конкуренции и обострения борьбы за привлекательные локации.
Самый динамичный рост выручки показали федеральные сети — 25%. Международные операторы, что присутствуют на российском FMCG-рынке, показали рост выручки в 18,8%, а локальные — на 10,5%.
По итогам 2011 г., ожидают участники рынка, в рейтинге розничных сетей первые шесть мест против четырех в 2010 г. займут продовольственные ритейлеры. Отчасти это будет связано с высокими темпами роста выручки ГК «О’Кей» и приобретением «Дикси Групп» компании «Виктория». При этом, сообщают аналитики, снижение LFL (в 2010 г. у пяти из шести крупнейших игроков он менее 10%) и ограниченное количество привлекательных активов для сделок M&A приведут к снижению темпов роста выручки крупнейших игроков.
Также в 2011 г., по словам Льва Хасиса, председателя президиума АКОРТ, не исключена смена основных игроков на рынке. По его мнению, отрасль не стоит на месте и активно развивается. Кроме того, подчеркивает Лев Хасис, через 10-15 лет крупные ритейлеры могут отойти на второй план, а их место могут занять региональные игроки.
«Нынешние монстры ритейла могут оказаться в будущем небольшими животными, а те, кто еще не на вершине пьедестала, могут туда попасть, — говорит Лев Хасис. — Полагаю, в течение нескольких лет стоит ожидать возвращения на рынок глобальных ритейлеров: Walmart, Tesco, Carrefour. Причем они появятся не через органический ход, а через поглощение кого-либо из российских игроков. Наш рынок развивается, и игнорировать его глобальные игроки попросту не могут».
Представляем пятерку лучших FMCG-сетей, вошедших в рейтинг ТОП 100 российских розничных сетей по итогам 2010 г.
Место в рейтинге ТОП100 | Управляющая компания | Название сети | Выручка за 2010 г. в млрд. руб., без учета НДС |
1 | X5 Retail Group | Пятерочка, Карусель, Перекресток | 341,6 |
2 | Магнит | Магнит | 236, 19 |
3 | Ашан | Ашан, Ашан-Сити, Радуга | 205, 00 |
4 | Метро Кэш энд Керри | Metro C&C | 117, 99 |
6 | О’Кей | О’Кей, О’Кей-экспресс |
82,67 |
С полной версией рейтинга вы сможете ознакомиться в новом номере журнала Retailer Magazine.