2010 год стал началом нового тренда — активной экспансии транснациональных производителей продуктов питания на российский рынок. К настоящему моменту иностранцам уже отошли соки и молочные продукты. На очереди мясо и подсолнечное масло. Чтобы не поставить страну перед угрозой продовольственной безопасности, ФАС должна максимально полно и четко оговорить условия присутствия и степень локализации мировых гигантов в России, предупреждают эксперты.
2010 год ознаменовался двумя крупнейшими сделками на российском FMCG-рынке (производство товаров повседневного спроса). Danone купил контрольный пакет акций (58%) «Юнимилка», а Pepsi — 66% «Вимм-Билль-Данна».
Последняя сделка была названа рекордной для иностранных инвесторов в России вне сырьевого сектора — 3,8 млрд долларов. «Это рекорд даже по мировым меркам по соотношению цены и оборота капитала компании», — сообщил «Эксперту Online» председатель Общественного совета при Минсельхозе России Андрей Даниленко.
Результатом рекорда получилось то, что в стране не осталось ведущих отечественных производителей молочной продукции. Ранее мы распрощались и практически со всеми своими игроками на рынке соков. Эксперты поговаривают, что на этом экспансия западных компаний не закончится.
Для мировой практики эта ситуация нормальная: во всем мире «правят» транснациональные компании, которых «разбавляют» местные игроки, показывая покупателям некую причастность к той стране, где они находятся. «Это тренд транснациональных компаний. Россия в мире — последняя неосвоенная продовольственно-сырьевая база», — объясняет Даниленко.
В то же время вопрос о том, должна ли Россия обеспечивать себя сама продуктами питания (и насколько), столь же актуален, как и вопрос, должна ли быть в стране собственная банковская система, например. Как показал кризис, транснациональные компании в сложных ситуациях спасают себя и свой капитал, не сильно заботясь о нуждах тех стран, где находятся их филиалы. Сокращение издержек также предусматривает сокращение локальных производств компаний, что в случае с продуктами питания может нанести урон как сельхозпроизводителям, так и потребителям.
Впрочем, уверяют эксперты, не все так страшно, и в прошедших сделках существует немало плюсов.
Плюс первый: российское производство вышло на мировой уровень и получило заслуженную высочайшую оценку мировыми «звездами» FMCG. «Якобашвили продал "Вимм-Билль-Данн" не от безысходности, а потому, что ему предложили цену, от которой он не мог отказаться. Это рекордная цена в мировом масштабе», — объясняет Даниленко.
С ним соглашается и генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «"Вимм-Билль-Данн" к настоящему времени стал лидером не только на российском рынке, но и на рынках стран СНГ. Это признанный бренд», — говорит Тюрина.
Ситуация с «Юнимилком» была несколько иная. «Компания также отличалась высокими темпами роста, но была нагружена большими кредитами, что и дало повод для продажи. Покупатель быстро нашелся», — отмечает Даниленко.
Плюс второй — активный рост производства, который обещают иностранные игроки, что будет способствовать росту занятости, налогов и потребления отечественного сырья. «Российские производства смогут обеспечивать молочной продукцией страны Ближнего Востока и Азии, которые раньше их совсем не потребляли, а сейчас рост потребления готовой продукции увеличивается в разы. Для этого будет наращиваться производство. Благо финансы для этого у транснациональных компаний есть. Для производства потребуется сырье, которое по большей части будет закупаться у отечественных сельхозпроизводителей. Например, специфика сырого молока в том, что его не увезешь на большие расстояния: покупать надо по соседству с перерабатывающими предприятиями», — говорит Даниленко.
Плюс третий — стабилизация потребительских цен на продукты питания. «У иностранных компаний более активная маркетинговая стратегия, которая обострит конкуренцию между переработчиками и приведет к стабилизации цен реализации», — считает Тюрина.
В то же время не признавать ряда рисков, связанных с продовольственной безопасностью России после покупки ее крупнейших активов иностранцами, нельзя.
Несмотря на то что локально производства будут расположены в России и сырьевая база также будет использована, технологические инновации, сложные компоненты и сырье длительного хранения иностранные холдинги будут привозить из-за рубежа. «Технологии разрабатываются вне России. Это отвечает интересам холдингов, которые все больше идут по пути вертикальной интеграции — полной цепочки — от сырья до готового переработанного продукта. У нас же в сельском хозяйстве много пробелов, восполнением которых вряд ли им захочется заниматься: нет семенного фонда, племенного стада, например», — отмечает генеральный директор ЗАО «Финэкспертиза консалтинг» Дмитрий Шустерняк. Россия интересна транснациональным компаниям прежде всего из-за своего огромного рынка, а не как равноправный бизнес-партнер, отмечают эксперты.
«Доминирование иностранцев может не очень хорошо сказаться на сырьевом рынке. Обычно они не идут на развитие местной сырьевой базы», — предостерегает Тюрина.
Однако, как считает Даниленко, степень локализации может регулировать ФАС и разработать ряд условий для иностранных компаний, при которых они смогут вести бизнес в России. «Это то же самое, что и с автосборочными производствами, — говорит Шустерняк. — Государство в этой ситуации ни в коем случае не должно самоустраняться, а должно оговорить все значимые для своей безопасности условия: размер инвестиций, используемое сырье и технологии, сохранение локальных объемов производства и прочее». Возможно даже приобщить желающих работать на российском рынке к строительству дорог и прочей инфраструктуры.
Это важно понимать сейчас, поскольку, по прогнозам экспертов, в недалеком будущем мы увидим продолжение тренда. «Будут привлекательны для покупок крупные российские мясные корпорации, а также производители подсолнечного масла», — отмечает Даниленко.
Уже ходят слухи о покупке «Талосто» (производитель пельменей и мороженого) компанией Nestle.
«Дело еще и в том, что российские собственники компаний не заинтересованы заниматься всю жизнь одним бизнесом. Они воспринимают его скорее как инвестицию, которая на пике принесет максимальный доход, а не дело всей жизни», — объясняет Шустерняк.
Но слишком быстрым процесс экспансии западных корпораций не будет, уверена Тюрина. «Мы видели уже многих инвесторов, которые заходили на рынок очень оптимистично, но, поработав немного, теряли оптимизм и корректировали свои наполеоновские планы», — говорит эксперт.
Имена зарубежных инвесторов Тюрина раскрывать не стала, но в середине 2000-х ряд зарубежных компаний пытались наладить мясное производство и, как говорят в России, не выдержали «разных подходов к управлению»
В 2007 году владельцы «Мираторга» (один из крупнейших отечественных производителей мяса) выкупили у французской компании BelgoFrance два белгородских свинокомплекса. «Французы за четыре года работы смогли создать стадо в 2,5 тыс. свиноматок, а мы за пять лет — в 53 тыс. А все из-за того, что у нас разные подходы к управлению», — объяснял тогда президент «Мираторга» Виктор Линник.