Индекс GfK Temax Ukraine во втором квартале продемонстрировал, что рынок бытовой техники и электроники Украины продолжил падение третий период подряд и достиг самого низкого уровня с 2007 года. Значительное сокращение зафиксировано во всех сегментах рынка. Продажи офисной техники пострадали сильнее всего, в сегменте малой бытовой техники зарегистрировано самое небольшое сокращение. Различные тенденции наблюдались в разных сегментах, но все они привели к падению рынков. Только некоторые товарные группы продемонстрировали рост, однако общие темпы сокращения продаж увеличились.
Общий объем рынка бытовой техники и электроники, подпадающего под мониторинг GfK Temax Ukraine, во втором квартале 2009 года составил 4,60 миллиарда гривен, что показывает падение продаж на 46,9% по сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
Во втором квартале 2009 крупнейших убытков понесли ИТ, телеком и фототехника, общее сокращение превысило 50% по сравнению с вторым кварталом предыдущего года. За ними расположились бытовая электроника и крупная бытовая техника, темпы уменьшения 43,7% и 36,0% соответственно. Сектор, который пострадал меньше всего, это малая бытовая техника с отрицательным ростом почти 27%.
Офисная техника
Рынок оборудования для офисов во втором квартале 2009 претерпел сокращение на 54,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это крупнейшее сокращение среди всех сегментов рынка. Сокращение затрат в корпоративном секторе экономики значительно повлияло на продажу техники для офисов. Многофункциональные устройства продемонстрировали самую лучшую динамику среди других продуктов этой категории, при этом падение продаж составило 47,2%.
ИТ
ИТ-сектор — еще один сегмент рынка, который зависит от корпоративных продаж. Поэтому не удивительно, что продажи среди ИТ продуктов были на втором месте по темпам сокращения и уступили лишь офисной технике. Общее падение составило 55%. Рынок ноутбуков сократился на 40,5%, но этот показатель лучше рынков стационарных компьютеров и мониторов — падение на 66,1% и 64,2% соответственно. Подобно рынку офисной техники, покупатели ИТ-техники склонны к приобретению одного устройства вместо нескольких, т.е. ноутбук вместо стационарного компьютера и монитора.
Телекоммуникации
Продажи на телекоммуникационном рынке повторяют общую тенденцию к уменьшению, рынок сократился на 55,6%. Главные проблемы связаны с крупнейшим подсегментом рынка — мобильными телефонами, продажи которых уменьшились на 57,9%. Другие товары, факсимильные аппараты и стационарные телефоны также продемонстрировали негативную динамику — 55,9% и 44,6% соответственно. Единственная категория, добавляющая оптимизма — смартфоны, в которой зафиксирован рост объемов на 14,7%. Но продажи в абсолютных единицах не впечатляют, рост объясняется развитием технологий и эффектом «низкого старта».
Бытовая электроника
Второй квартал 2009 года был тяжелым периодом и для бытовой электроники. Все товарные группы продемонстрировали значительное падение, превысившее 10%. Показатели USB-памяти и цифровых плееров были несколько выше средних, падение составило 20,3% и 23,6% соответственно. Этот результат может быть объяснен низкой ценой этих продуктов. ЖК-телевизоры, категория, которая не является дешевой, также продемонстрировала результат лучше среднего. Сокращение составило 29,2% благодаря замене устаревших кинескопных телевизоров, падение продаж которых зафиксировано на уровне 48,3%. Но ЖК-телевизоры были лидером среди предпочтений покупателей бытовой электроники, поэтому падение почти на 30% — это еще одно весомое свидетельство тяжелого состояния рынка Украины. Среди других товарных групп значительными темпами сокращения продаж выделяются плазменные телевизоры и камеры — на 63,0% и 63,1% соответственно. Если показатели рынка Плаза-мових телевизоров могут быть объяснены комбинацией общего кризиса и конкуренции со стороны более успешной технологии ЖК телевизоров, то камеры потеряли своих покупателей как продукт роскоши. Также на темпы падения камер повлияли высокие продажи соответствующего периода год назад, когда бытовые займы еще предлагались, а настроения покупателей были оптимисты-ЧНИ. Общее падение рынка бытовой электроники составило 43,7%.
Фото
Второй квартал текущего года не принес много оптимизма и для рынка фототехники. Продажи сократились на 50,4%, что примерно вдвое хуже показателей прошлого квартала. Это падение произошло благодаря различным стратегиям основных игроков рынка. В первом квартале 2009 рынок пытался избежать ситуации избыточных остатков товара, который быстро становится морально устаревшим. Во втором квартале рынок фототехники стабилизировался и его динамика соответствует общей. Летние месяцы, период отпусков, на который приходятся большие объемы продаж, будут определять общие результаты 2009 года.
Крупная бытовая техника
Рынок крупной бытовой техники второй квартал подряд демонстрирует динамику лучшую средней. Продажи в период с апреля по июнь 2009 сократились на 36% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Единая продуктовая группа с положительными показателями — это сушильные машины, продажи которых выросли на 5,6%. Однако продажи в абсолютных показателях являются низкими и не повлияли значительно на динамику рынка. Зага-льна динамика рынка крупной бытовой техники была сформирована плы-тамы и духовых шкафами, холодильниками и стиральными машинами, падение составило 40%, 36% и 29,6% соответственно. Устройства что Встраиваемая-даются не смогли продлить свой положительный тренд. Во втором квартале падение продаж было на среднем уровне. Например, продажи Вары-льных поверхностей сократились на 34,7%. Опять продуктовая группа, которая подверглась наибольшего сокращения, это микроволновые печи, продажи которых упали на 46,9%.
Малая бытовая техника
Подобно рынку КБТ малая бытовая техника демонстрирует показатели выше среднего. Сектор сократился на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом год назад. Этот результат был связан прежде всего с показателями пылесосов, устройств для приготовления пищи и утюгов, продажи которых снизились на 33,7%, 26,7% и 24,2% соответственно. Еще одна важная товарная группа, чайники, продемонстрировала показатели чуть лучше средних — падение составило 15,8%. Подсегмент устройств для ухода за волосами также упал меньше, чем рынок в целом, самое небольшое снижение продаж зафиксировано в приборах для стрижки — минус 1,4%. Это единственная продуктовая группа, которая упала менее чем на 10%. Общий тренд можно описать как: «Чем дешевле прибор, тем меньше упали продажи».
Второй квартал 2009: общие выводы
Рынок бытовой техники и электроники продолжает падение третий период подряд и достиг самого низкого уровня с 2007 года. Ключевые макроэкономические показатели остаются почти неизменными. Некоторые группы товаров показали традиционную для сезона динамику, что может считаться определенным признаком стабилизации рынков. Однако прогнозирование рынка остаются неблагодарным делом.
Справка RetailStudio.org: GfK Temax Ukraine — индекс мониторинга рынков бытовой техники и электроники, разработанный компанией GfK Retail and Technology. Отчеты GfK Temax публикуются на глобальном уровне. Результаты основаны на исследованиях, проводимых панелью розничной торговли компании GfK Retail and Technology. Панель розничной торговли включает данные по более 190 000 розничным торговым точкам во всем мире.