Министерство культуры подготовило проект постановления правительства, продляющего право Российского союза правообладателей (РСП) собирать 1% от таможенной стоимости ввозимой в страну электроники (компьютеры, DVD-проигрыватели, мобильные телефоны и пр.) и носителей информации (жесткие и компакт-диски, флешки и др.).
1% должен компенсировать авторам и исполнителям убытки из-за бесплатного проигрывания аудио и видео частными лицами в личных целях. Возможность собирать эти деньги возглавляемому Никитой Михалковым союзу дало принятое в 2010 году российским правительством постановление № 829. Пункт 3 этого документа содержит оговорку: постановление прекратит действие после вступления в силу соглашения стран — членов Таможенного союза, регулирующего сбор, распределение и выплату авторам денег за воспроизведение их творений частными потребителями.
Соглашение об едином управлении авторскими правами между Россией, Казахстаном и Белоруссией еще находится в процессе обсуждения. Однако Минкультуры России заранее предлагает отменить 3-й пункт постановления № 829.
Как пояснили в пресс-службе министерства, в процессе доработки соглашения с Казахстаном и Белоруссией из него исключили положения, связанные с уплатой компенсации за частное копирование, поскольку такая деятельность "не связана с функционированием Таможенного союза".
— Если постановление правительства № 829 будет отменено, — продолжают представители Минкультуры, — это приведет к нарушению прав правообладателей.
Еще в октябре прошлого года Никита Михалков написал письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой "не допустить ущемления права российских правообладателей". Весной этого года Минэкономразвития дало заключение, что режим представления авторскими обществами неопределенного круга авторов без заключения с ними договоров можно продлить еще на 3–5 лет.
В РСП не смогли прокомментировать возможное продление их деятельности. Представители Никиты Михалкова сообщили "Известиям", что его не будет в России до сентября.
— У нас с Белоруссией и Казахстаном исчезли таможенные границы. Поэтому размер и порядок сбора вознаграждения авторам потребовалось согласовать с этими странами, — говорит эксперт по авторскому праву, партнер адвокатского бюро DS Law Александр Филимонов. Но, видимо, окончательной договоренности по этому поводу достичь не удалось, отмечает эксперт, поэтому решили пока действовать в рамках национального законодательства.
— Создается впечатление, что у нас борются не за права авторов, а за права авторских обществ, осуществляющих сборы, — говорит вице-президент объединения предпринимателей "Опора России" Наталья Золотых. Она отмечает, что многие компании выступают против нынешнего подхода к сбору авторских отчислений.
Наталья Золотых отмечает, что потребители сегодня должны платить дважды. Сначала — приобретая технику и носители, в стоимость которых импортеры и производители включили издержки при ввозе продукции в страну, а второй раз — когда потребитель приобретает сами аудиовизуальные произведения.
Собранное РСП вознаграждение распределяется следующим образом: 40% — авторам, 30% — исполнителям, а 30% — производителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.
По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, российский рынок электроники в сумме составляет $15–20 млрд в год. Это значит, что РСП претендует на $150–200 млн ежегодно.