Объем продаж аптечной косметики в 2015 году составил 24,9 млрд рублей, или 147 млн упаковок, что на 0,9% и 20,2% соответственно меньше аналогичных показателей в 2014-м.
По данным аналитического отчета DSM Group, сегмент аптечной косметики впервые за последние пять лет показал отрицательную динамику не только в натуральном, но и в денежном выражении.
"Замедление покупательской активности, вызванное снижением доходов населения, а также рост цен почти на все марки привели к тому, что впервые за последние пять лет потребление в данном сегменте сократилось в рублях", – говорится в годовом отчете компании.
Так, по итогам прошлого года снизились продажи лечебной косметики – на 1,4% в рублях и 16,4% в упаковках. Гораздо существеннее сократился спрос на аптечную "масс-маркет" косметику (на 20,8% в рублях и 32,5% в упаковках). Это обусловлено тем, что аптеке довольно тяжело конкурировать с основными каналами сбыта товаров массового потребления – такую косметику можно приобрести по более выгодной цене в специализированных магазинах и сетевом ритейле.
Между тем сегмент дорогой селективной (премиум-класса) косметики показал в 2015-м заметный рост: 13,9% в денежном выражении и 20% – в натуральном. Причиной такого масштабного роста послужило появление новых успешных марок, в том числе отечественного бренда Librederm. В рублях продажи Librederm увеличились почти в пять раз, в упаковках прирост превысил трехкратный размер.
В рейтинге ТОП10 брендов селективной косметики, по версии DSM Group, Librederm расположился на третьем месте (прирост в 2015 году составил 387% в рублях), на втором – бренд La Roche-Posay (прирост 22%), на первом – бренд Vichy (падение на 1%).
Десятку лучших брендов косметики "масс-маркет" возглавил Johnson’s baby (прирост 9%), на втором месте – Nivea (падение на 31%), на третьем – Natura Siberica (падение на 39%). Как отметили аналитики DSM Group, в рейтинге аптечной "масс-маркет" косметики – пять российских брендов, конкурировать которым с зарубежными компаниями на равных позволяет демократичная ценовая политика.
В рейтинге лечебной косметики лидер остался прежним – "Лошадиная сила". Несмотря на сокращение продаж на 10%, она остается пока недосягаемой для ближайших конкурентов. На второй строчке расположился "Микозан" (падение на 24%), на третьей – бренд Dry Dry (падение на 13%).
Сокращение продаж аптечной косметики, по прогнозу аналитиков, ожидается и в 2016 году. В то же время снижение потребительской активности не помешает отдельным маркам добиваться высоких показателей продаж и роста рыночной доли, отметили в компании.
Подробнее о том, какие еще проблемы испытывают сегодня фармпроизводители и аптечная розница, – в хронике Первого Аптечного Конгресса (Vademecum #8 (119) от 25 апреля 2016 года).