Объявление о наборе сотрудников в компанию «Л´Этуаль» на позицию продавца-консультанта я увидела в метро. Обычно объявлениям, расклеенным на стенах вагонов, я не доверяю. Но тут вроде бы на работу к себе зовет крупная известная компания, да и зарплата неплохая. Решила съездить на собеседование.
В один из будних дней я доезжаю до станции метро «Пражская». Отдел персонала компании находится в 10 минутах расслабленной ходьбы от неё. Ровно в 15.00 захожу в холл и оказываюсь, в буквальном смысле слова, окружена толпой. «Может быть, здесь какая-то распродажа или забастовка?» — приходит мне в голову.
— Здравствуйте, я на собеседование в компанию «Л´Этуаль». Не подскажете, куда мне пройти? — аккуратно интересуюсь я у охранника
— В середину толпы, — улыбается он. — Здесь все «на собеседование в «Л´Этуаль».
Если честно, такого ажиотажа я не ожидала. Собеседование проводится каждый будний день в 11.00 и 15.00. Я пришла в середине самой обыкновенной рабочей недели, а здесь уже около пятидесяти человек. Неужели все стремятся стать продавцами-консультантами, а реклама вакансии в метро столь эффективна?
Несмотря на то, что в объявлении было написано, что собеседование начинается «ровно в 15:00 часов», до 15.15 нас всех томили в небольшом холле бизнес-центра. А потом ещё минут пять мы ждали, когда откроется заветная железная дверь, за которой скрывались наши рекрутеры.
Все как один — продавцы-консультанты
— Кто на заведующего магазином — поднимите руки! — кричит в толпу невысокий усатый мужчина, показавшийся из-за дверей.
Руку не поднял ни один человек…
— Так, а кто на кассира? — задает мужчина следующий вопрос.
— Я! — кричит откуда-то из толпы одинокий женский голос.
— Опыт у вас есть? — в никуда криком же отвечает мужчина.
— Есть у меня опыт, — кричат ему в ответ
— Ну тогда пробирайтесь к двери, проходите и заполняйте анкету.
Девушка выбирается из последних рядов и скрывается за дверью.
— А остальные что, сплошные продавцы-консультанты?
— Да-а-а, — раздается нестройный хор голосов.
— Ну тогда аккуратно проходите в переговорную. Это последняя дверь по коридору, — инструктирует нас мужчина и наконец-то открывает заветную железную дверь.
Мы проходим в небольшое помещение, где рассаживаемся на стулья. Группа желающих попробовать себя на позиции продавца-консультанта практически полностью занимает помещение. Через пять минут к нам входит девушка.
— Ох, как вас много, — поражается она. Значит, все-таки это мне так «повезло», а обычно соискателей гораздо меньше.
Девушка представляется Яной, сотрудницей отдела персонала. Она объясняет, как мы построим нашу беседу. «Сейчас полчаса мы потратим на обсуждение общих вопросов по поводу вашего будущего трудоустройства. Если вас всё устроит, надо будет заполнить анкету и пройти индивидуальное собеседование со мной или моими коллегами. Если после этого все будет устраивать и вас, и нас, — мы выдаем вам направление в магазин, где вы начнете свою стажировку. Уйти можно в любой момент собеседования — никто на вас не обидится», — говорит Яна.
Долгий путь из стажеров в продавца третьей категории
Девушка начинает с рассказа о сети магазинов «Л´Этуаль»: когда был открыт первый, сколько магазинов на территории России функционирует сейчас, какие марки и бренды представлены в ассортименте.
— У нас порядка сорока пяти тысяч наименований продукции в каждом магазине. Сможете выучить всё, чтобы грамотно представить товар клиенту? — спрашивает рекрутер.
— Да-а-а, — вновь отвечает нестройных хор голосов.
— Тогда я расскажу вам сейчас обо всех условиях трудоустройства, о том, как начисляется заработная плата, и какие перспективы роста в компании вас могут ожидать.
После успешного завершения первых этапов собеседования перспективных соискателей отдел персонала отправляет на пятидневную стажировку. Естественно, в тот магазин, в котором будущему сотруднику компании будет работать удобнее всего. При дальнейшем трудоустройстве стажировка оплачивается из расчета 383 рубля в день. То есть, за неделю работы в качестве стажера вы получите 1915 рублей.
Потом на один день соискатели возвращаются в отдел персонала. Точнее, в учебный центр компании, расположенный по тому же адресу. Там за 8 часов и 20 минут вы должны будете пройти тренинг «Введение в специализацию и кассы». Сразу после успешного окончания в отделе персонала вас оформляют в штат «продавцом 4-й категории» с записью в трудовую книжку. И все, на работу можно выходить буквально на следующий день.
В течение месяца после оформления свежеиспеченному продавцу требуется не только работать на благо нового работодателя, но и посетить пять однодневных тренингов. После чего пройти процедуру аттестации. Это даст возможность получить не только новые знания, но и новую должность: «продавец-консультант 3 категории».
Зарплата продавца — в правом нижнем углу ценника
Оклада для продавцов не предусмотрено. Сразу же после трудоустройства новичкам присваивается личный кассовый номер посредством которого отслеживаются все продажи того или иного сотрудника. Кстати, выяснить, сколько именно денег от продажи того или иного товара получит сотрудник, может человек, даже не работающий в компании. Если знать небольшой секрет, конечно. Яна открыла нам его в первые же минуты беседы.
— Свой процент от продажи вы можете увидеть и узнать ещё до того, как пробьете товар на кассе или выучите эти суммы наизусть. В правом нижнем углу каждого ценнике в наших магазинах проставлен процент от стоимости товара, который получит консультант в случае его продажи. Он колеблется от 0,3% до 10% на различные наименования, — объясняет девушка.
— А есть какой-то обязательный минимум, который мы будем получать в любом случае?
— Есть. Продавцы четвертой категории получают минимально 5600 рублей в месяц, третьей категории — 6700 рублей. Но, я надеюсь, вы понимаете, что нам такие сотрудники не нужны. Система мотивации в компании выстроена именно таким образом, что мы ориентированы именно на тех кандидатов, которые хотят общаться, продавать и получать достойный доход, а не официально установленный минимум.
«Достойный доход» продавца-консультанта зависит от сезона. Летом 2009 года сотрудники компании зарабатывали в среднем 25 000-27 000 рублей. Осенью — 30 000-37 000. Ну, а зимние праздники традиционно считаются самым высоким сезоном, когда зарплата продавцов может увеличиваться в два-три раза. Кстати, все зарплаты белые. А это значит, что из заработанной суммы всегда нужно будет вычитать 13%.
Мальчикам макияж не обязателен
Далее мы обсуждаем другие, не менее важные условия трудоустройства продавца-консультанта. График работы составляется на месяц вперед. В основном, работать придется по 12 часов в день, по графику работы торгового центра, где располагается магазин. «У вас будет возможность уйти на обед и ещё три-четыре перерыва по 15 минут. Вы просто будете уходить в подсобное помещение и садиться, чтобы дать отдохнуть ногам. Вы в зале работаете стоя, и такие тайм-ауты просто необходимы», — объясняет Яна.
Трудоустройство по ТК. Все социальные гарантии, прописанные в кодексе, распространяются и на сотрудников компании. В качестве соцпакета есть только внутренняя скидка на продукцию. К слову, на вещи, сломанные или испорченные продавцом, эта скидка не распространяется. «Сам сломал — сам плати», — объясняет политику компании рекрутер.
Форма одежды есть. На время стажировки в собственном гардеробе придется разыскать черные классические брюки и белый классический «верх». После оформления в штат верхняя часть формы либо выдается со склада, либо бухгалтерия возвращает сотруднику средства, потраченные на форму. К внешнему виду продавцов-консультантов в компании относятся очень серьезно. От девушек требуется наличие макияжа и маникюра. «Молодые люди макияж могут не наносить, но маникюр и ухоженные руки — это обязательное требование», — предупреждает Яна.
Знак зодиака очень важен при трудоустройстве
Ликбез о вакансии длился около получаса, и все соискатели успели выяснить практически все аспекты своей будущей работы. После того, как Яна заканчивает свою речь, нам выдают анкеты, которые необходимо заполнить перед индивидуальным собеседованием.
В ней интересуются не только ФИО, местом рождения и проживания кандидата, но и его знаком зодиака.
Также моих будущих работодателей интересует наличие недвижимости у меня в собственности и количество выкуриваемых в день сигарет. Самое интересное, что ответа «не курю» в анкете не предусмотрено.
Личные беседы в «Л´Этуаль» длительными не бывают
Тем временем, мои коллеги по собеседованию постепенно заканчивают заполнение анкеты и выстраиваются в очередь на индивидуальное собеседование. Удивительно, но после общего собрания из нашей многочисленной группы ушло лишь несколько человек.
Где-то через 15 минут подходит и моя очередь пройти в кабинет для «личной беседы». Девушка, к которой я попадаю, не представляется. Едва взглянув на мою анкету, она задает первый вопрос: «Почему именно продавец-консультант?». Как можно более убедительно рассказываю о своей мотивации. «Сколько времени вы готовы тратить на дорогу до работы?» — задает она второй вопрос. Отвечаю, что не более часа.
Этих двух вопросов девушке оказалось достаточно, чтобы выдать мне небольшой листок, где указан список необходимых документов для оформления направления на стажировку. «Собирайте все документы и приезжайте к нам с 9 до 11 часов в любой будний день, — говорит она. — И, если не сложно, пригласите следующего кандидата, пожалуйста».
Так я понимаю, что наша беседа подошла к концу.
Оценки:
Месторасположение офиса: 3 (Недалеко от метро, но сама станция метро очень далеко от центра города)
Ожидание собеседования: 3 (Зачем было писать в вакансии, что собеседование начинается «ровно в 15.00», если реально оно началось в 15.25?)
Заинтересованность в подборе специалиста: 3 (Судя по всему, в отделе персонала считают, что основной отсев претендентов происходит во время стажировки)
Адекватность требований: 4
Соцпакет: 1