К некоторым предпринимателям бизнес возвращается как бумеранг. Продав компанию во времена бума, они покупают ее же по более низкой цене — в надежде вдохнуть в нее новую жизнь

 Шесть лет назад Дэйв Маккарти, уставший от ежедневного стресса управления компанией Eldred Wheeler, занимающейся ручным изготовлением мебели и расположенной в Ганновере, штат Массачусетс, решил продать ее за сумму в интервале от $5 млн до $10 млн. Но почти сразу пожалел о своем решении: «Лучше бы я ушел в отпуск, чем продал ее».

В прошлом году Маккарти, купивший с тех пор компанию по производству сладостей и по-прежнему управляющий ею, заметил, что кризис тяжело сказался на Eldred Wheeler и ее хозяева были вынуждены значительно сократить персонал и объем производства. Бывший владелец решил, что настал подходящий момент, и выкупил компанию менее чем за $1 млн. Теперь он работает над тем, чтобы, по его словам, «склеить разбитое корыто».
Нарочно не придумаешь

Неизвестно, сколько предпринимателей сегодня выкупают прежние компании, хотя цены находятся на заманчиво низком уровне. Известно только, что компании выкупают редко, потому что «практически у любого владельца есть эмоциональные и личные причины для продажи», говорит Барри Эванс, партнер Acquisition Services Group Inc., брокерской фирмы из Сан-Диего: «Когда человек продает компанию, это становится серьезным шагом в жизни — снимается большое бремя с плеч».

Встречаются и «сценарии, когда люди в итоге возвращают свои компании, но это происходит не нарочно», говорит Доменик Риналди, президент и управляющий партнер Chicagoland Sunbelt, брокерской фирмы из Чикаго.

Например, Майк Медико и его сын Энтони в 2006 г. продали свою нью-йоркскую компанию E&M Advertising за $40 млн деньгами и акциями. Они остались в компании в качестве менеджеров и наблюдали за тем, как у нового владельца начались серьезные проблемы с наличностью. В октябре 2008 г., когда компания была готова объявить о банкротстве, Медико выкупили ее менее чем за $1 млн, потратив на это личные сбережения. «Для меня это был важный и очень эмоциональный момент», — вспоминает Медико-старший. Медико стали возрождать компанию, восстанавливая отношения с кредиторами и клиентами и рационализируя работу, и через год компания начала приносить прибыль. Они ожидают, что в 2010 г. объем продаж составит $42 млн.
Снова стать главным

В иных случаях бывшие владельцы вынуждены выкупать свои компании, так как обеспечили так называемое «финансирование продавца» и новому владельцу оказалось слишком трудно выплачивать деньги, рассказывает Риналди.

А иногда бывшие владельцы выкупают компании, даже если дела в них идут хорошо. Летом прошлого года Джефф Гросс решил выкупить Ormond Ace Hardware в Ормонд-Бич, Флорида, — хозяйственный магазин, который он продал 16 годами ранее. В то время, говорит Гросс, ему захотелось попробовать себя в корпоративном мире и он стал заниматься управлением проектами в компании Ace Hardware Corp. Но, узнав, что последние владельцы Ormond собрались на пенсию, Гросс решил вернуться и выкупил компанию менее чем за $1 млн. Сейчас, в 57 лет, он говорит, что ему снова захотелось стать самым главным в знакомом месте. Годы работы в корпорации научили его лучше управлять финансами в магазине, замечает Гросс. «Правда, когда вы работаете в корпорации, у вас бывает свободное время и выходные, — смеется он. — А теперь я вкалываю по 12 часов в день, и мне приходится самому разгружать грузовик».
Обещал не продавать

Некоторые владельцы говорят, что возвращение может оказаться трудным. Когда Маккарти вернулся в Eldred Wheeler, из 40 его сотрудников осталось всего пятеро и всего один выставочный зал в Пемброке, Массачусетс, из прежних пяти. Однако за последний год он открыл новый магазин в Уилтоне, Коннектикут, расширил персонал до 20 человек, работающих с полной и частичной занятостью, запустил новый сайт и выпустил каталог для розничных заказов. В этом году компания ожидает получить выручку в размере $1,5 млн и собирается расширить производственные помещения. «Но чтобы восстановить доверие работников, мне пришлось пообещать, что я больше не продам компанию», — говорит Маккарти.

Упали в цене

По данным BizBuySell.com, онлайновой доски объявлений для покупки-продажи маленьких компаний, отслеживающей активность на рынке, средняя цена продажи компании опустилась на 30% по сравнению с началом 2008 г.

WSJ, 11.11.2010, Ирина Окунькова

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments