Какие изменения переживает сегодня томский рынок продуктового ритейла в связи с длящимся последние несколько месяцев экономическим кризисом? Согласно статистике, в марте 2009 года величина оборота розничной торговли в Томской области составила 6168,1 млн. рублей, что в товарной массе получилось на 11,1% меньше, чем за соответствующий месяц 2008 года. Оборот розничной торговли в России за первый квартал 2009 года также снизился на 1,1% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Многие торговые сети начали процесс переориентации на более дешевую и пользующуюся  более стабильным спросом продукцию, вплоть до изменения формата уже открытых торговых точек.

 

Региональные компании, занимающиеся оптовыми поставками продуктов, вынуждены пересматривать свои контрактные портфели, и условия многих, ранее с трудом заключенных договоров с производителями продукции, особенно класса "премиум". Запланированные в рамках этих контрактов продажи в регионах зачастую выполняются только на 70%, а местные торговцы-оптовики перестают держать склад.

Это, кстати, для поставщиков из центра, избалованных в течение всех последних лет  растущим региональным рынком сбыта, непривычная пока ситуация. Они вынуждены искать варианты дополнительных мер стимуляции продаж, усиливая маркетинговое сопровождение своей продукции и поощряя как дилеров, так и торговые сети. И если "старые", крупные поставщики известных продуктовых марок, звоня дилеру-партнеру, удивляются низкому уровню продаж и пытаются "переварить" новое положение вещей, то многие производители продукции уже сориентировались и переходят в активное наступление. Например, по словам Натальи Трениной, менеджера томской оптовой продуктовой компании "Бастон", в день ей поступает зачастую до 40 звонков от потенциальных поставщиков продукции — ведь несмотря на кризис, большая часть предприятий по производству этих продуктов продолжает работать и производить товар.

В качестве дополнительных мер по поддержке продаж в последнее время популярен следующий "антикризисный пакет" от производителя: существенное снижение цены на 1-2 вида продукции ("хит продаж") либо долгосрочные акции, в рамках которых торговому представителю например, может выплачиваться до 15% от объема продаж, а торговая точка зарабатывает баллы, в конце получая оплату мобильной связи или какую-либо технику.

Но когда речь идет о продуктах класса "премиум", то рассчитывать можно скорее, на "финансовое" продвижение. Как нам стало известно от источника в одной из торговых компаний Томска, только за возможность присутствовать на полках одного из "сетевых" супермаркетов города, компании-производителю "премиальных" конфет пришлось выложить 380 000 руб.

Практика покупки производителями мест на полках ритейлеров не нова, но сейчас в ней несколько изменились правила игры — если раньше продавцы старались максимально разнообразить собственный ассортимент, то сейчас они пытаются максимально его удешевить. Дорогим, медленно продающимся товарам остается все меньше места на полках магазинов — ведь это, фактически, "замороженные" деньги. А вместо них появляются многометровые полки, заполненные какой-либо одной, недорогой маркой продукции.

 

Цены растут — спрос меняется

О падении спроса  на мясо и мясные деликатесы, сыр, сливочное масло, полуфабрикаты, закуски, фрукты, снеки и консервированную продукцию и росте спроса на крупы, сахар, подсолнечное масло и хлебобулочные изделия глава областного департамента потребительского рынка А. Таловский заявлял еще в первом квартале этого года . Сейчас ситуация усугубилась — падение потребительского спроса на многие группы товаров подстегивает еще и фактор растущих на них цен (например, некоторые позиции консервированных овощей за полгода подорожали более, чем вдвое). Список продуктов, теряющих популярность, пополнился сырокопченостями, оливковым маслом, алкогольной продукцией, соками, компотами, мукой, мучнистыми и сахаристыми кондитерскими изделиями и овощами.

При этом, как отмечают в комитете торговли и производства потребительских товаров департамента потребительского рынка обладминистрации, в каждой товарной группе спрос переместился на более дешевую продукцию. По-прежнему востребованы только товары повседневного спроса в небольших количествах. При этом стал покупаться хлеб более дешевых сортов, молоко в полимерной упаковке, более дешевое растительное масло и маргарин и т.п. Уровень сокращения продаж отмечается в размере 10-20%. На прежнем уровне сохраняется спрос на крупы, макаронные изделия, картофель, хлеб, рыбу, мясной фарш, рыбные консервы и пельмени.

Кстати сказать, ещё большее снижение покупательского спроса отмечается на  непродовольственные товары: одежду, обувь, мебель, строительные товары, бытовую технику, мобильные телефоны, автомобили и др. Покупатели практически не стали брать товар на замену используемых марок, и урезали потребление не только дорогой, но и дешевой продукции. В комитете торговли отмечают, что роль в этих процессах сыграло и ужесточение условий потребительского кредитования. Даже традиционные сезонные распродажи оказались не в силах подстегнуть покупательскую активность, в итоге снижение спроса здесь получилось на уровне 15-25%.

Что касается цен на продовольствие, то за 4 месяца этого года они, согласно данным областных властей, выросли на 4,6%. В департаменте потребительского рынка отмечают, что "инфляция носит затухающий характер", за апрель цены повысились на 0,7%. Также специалисты департамента говорят, что ритейлеры стали сдерживать цены с целью ускорения денежного оборота в ответ на дефицит кредитных средств.

Удорожание продовольствия, главным образом, обусловлено изменениями курса доллара и евро в той части, которая относится к поставкам импортозависимых товаров. Так, ввиду крайне высокой доли импорта на рынке, включая затраты на производство товаров, за три месяца значительно подорожали фрукты и цитрусовые — на 17,3%, чай и кофе — на 15,2%, сахар — на 25,2%, коньяк — на 13,3%, замороженная рыба — на 10,4%, рис — на 5,6% и др.

Правда, в ближайшее время специалисты департамента ождидают замедления роста цен, чему может способствовать и растущий ныне курс рубля.

Ввиду наступившего сезона, ожидается снижение цены и на некоторые отечественные товары, в частности, молочную продукцию. Уже сегодня (в апреле и мае) Юнимилк и Асиновский гормолзавод снизили цены: молоко — на 10-18%; кисломолочная продукция — на 7-19%; масло коровье — на 7-12%; сметана — на 10-15%. Также в связи со снижением цен производителей падает стоимость мяса кур и муки, и на растительное масло — из-за поставок дешевых сортов отечественного производства.

 

Сетевые проблемы

Конечно, пристальное внимание в складывающейся сегодня на рынке ситуации приковано к торговым сетям, которые оказались в весьма двойственной ситуации. С одной стороны, кризис существенно обострил конкуренцию и риски — и аналитики, и статистика отмечают отток покупателей из сетевых магазинов на рынки. В частности, в Томской области — если в последние годы наблюдалась стойкая тенденция снижения оборота на розничных рынках и ярмарках, то с ноября 2008 года пошел обратный процесс. Как нам сообщили в  комитете развития товарных рынков и департамента потребительского рынка администрации области, объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в I квартале 2009 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 7,1%, и их доля в обороте розничной торговли выросла с 12,6% на начало года до 15,5% за январь-март 2009 г. В ситуации, когда дешевизна товара выдвигается на первый план, отметая соображения комфорта или престижа, выигрывать будут те сети, которые смогут предоставить своим покупателям максимально выгодные ценовые условия. 

И сетевики работают в этом направлении. Например, региональные розничные сети, входящие в закупочное объединение T3C, намерены продавать чай, соки, майонез, мука, консервы и сопутствующие товары под собственным брендом "Союзная марка". Как передает "Интерфакс", продукты под собственной торговой маркой окажутся дешевле брендованных аналогов на 10-15%, а это и  привлечет покупателей, и позволит магазинам, входящим в сеть получить дополнительную прибыль. Напомним, из сетей, представленных в Томске, в ТЗС входит "Лама" и принадлежащие ей сети супермаркетов  "Лама", гипермаркет "Смайл-сити" и универсамов "Абрикос".

Кстати, пресловутое "изменение формата", помогающее выжить в тяжелой ситуации, опробовала в Томске как раз "Лама", развивая сеть универсамов "Абрикос", вплоть до замены ими супермаркетов компании (как это произошло на Томске-1). АЛПИ, чьи гипермаркеты уже работают в Томске, также намерена дополнить сетевую линейку "магазинами у дома" под новой маркой "Свежие продукты". Это позволит компании получить тех покупателей, кто ввиду кризиса предпочитает закупаться "за углом", избегая крупных торговых центров.

Снижение покупательской способности, проблемы с кредитованием, а в результате — рост задолженностей перед поставщиками могут поставить сетевые магазины на грань банкротства. Правда, в Томске с "магазинными долгами" дела не так плохи: в ведомстве А. Таловского говорят, что наша томская розница сейчас не имеет неурегулированной задолженности перед поставщиками.

"Проблемы просроченной задолженности возникли у наших производителей во взаимоотношениях с некоторыми иногородними сетями, такими например, как "Холидей" и "АЛПИ", — отмечает Максим Оськин, консультант комитета развития товарных рынков и услуг. — "В настоящее время ситуация понемногу стабилизируется, хотя некоторые наши производители уже были вынуждены существенно ограничить поставки продукции в эти структуры".

О растущей задолженности торговых сетей перед поставщиками в феврале этого года заявлял генеральный директор Сибирской аграрной группы Андрей Тютюшев. Сегодня он рассказывает: "В целом, у нас достаточно жесткая позиция относительно ритейлеров, поскольку на самом деле в последние полгода 2008 г. мы с ними активно боролись, это было связано с задержкой отгрузки продукции, с прекращением отгрузки продукции и так далее и тому подобное. В этом году вроде как потихонечку отношения у нас  выровнялись. Существующая перед холдингом задолженность делится на текущую и просроченную. Последняя есть, но сказать, что она находится в критической норме, нельзя, она рабочая.

По нашему предприятию, средняя задолженность составляет по всем сетям и традиционной рознице 17 дней. То есть, это отсрочка, другими словами. Но это не значит, что 17 дней — отсрочка по каждому конкретному торговому предприятию, это именно средние цифры. Для томских магазинов они обычно ниже — 3-4 дня, для новосибирских потребителей могут составлять и 40-60 дней".

 

Сетевые перспективы

С другой стороны, у крупных сетей первого эшелона, которые в кризисной ситуации удержатся на плаву, по мнению аналитиков, может появится и весьма перспективная возможность для собственного развития. Заключаться она будет в поглощении сетей-банкротов и получении их долей рынка.

Правда, ожидать подобных громких переделов рынка в Томске вряд ли можно — все представленные у нас сети пока работают, с разной степенью успешности. Пожалуй, наименее устойчивые позиции у АЛПИ, уже передавшей в феврале этого года 4 торговых центра в некоторых городах Сибири УРСА банку в счет погашения долгов по кредитам. Другая иногородняя сеть, "Холидей классик", попавшая в список должников томских производителей, в конце 2008 г. попала и в другой список. Сетей, которые федеральное Правительство порекомендовало кредитовать двум крупнейшим российским госбанкам — Сбербанку и ВТБ, что конечно же, повышает шансы ритейлера продержаться, несмотря на периодически появляющиеся мрачные слухи о закрытии. Новосибирский "Быстроном" и кемеровская "Поляна", работающие в эконом-классе, скорее еще больше укрепят свои позиции в условиях погони покупателей за дешевизной.

Скорее, в ближайшие годы мы станем свидетелями все больше обостряющейся конкуренции на этом рынке в Томске — особенно в свете предполагаемого прихода в 2013 г. IKEA с ее проектом торгового комплекса "МЕГА", традиционно в ключающим гипермаркет и пока не официально не отмененных намерений "Седьмого континента" расширяться в регионы. 

Ну а пока кризис еще не потерял своей остроты, томские покупатели продолжат активную разработку "экономичных маршрутов" и колхозно-рыночных "закупочных стратегий".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments