В конце 2012 г. в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Евгения Бутмана «Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России». Основатель ECS Group (розничные проекты re:Store, Lego, Sony и др.) и совладелец ideas4retail (развивает в России сети Imaginarium, Hamleys, Mamas & Papas и CookHouse) в предисловии сообщает, что история вышла правдивая. И сразу предупреждает: в книге три главных героя «я, мой бизнес и знаменитый бренд».

Книга и правда вышла очень правдивая. В процессе чтения часто ловишь себя на мысли: неужели можно вот так честно рассказывать о бизнесе в России? Называть все имена? Рассказывать о собственных ошибках? Ведь российские бизнесмены и топ-менеджеры вообще не любят говорить о своих промахах или проступках. Посмотришь вокруг и удивляешься, как люди всегда и сходу умеют принимать верные решения и так разбираться в партнерах и клиентах.

В книге такого самолюбования или самовосхваления нет, хотя подсознательно ты его ищешь на каждой странице — автобиография же. Но образ, характер и принципы автора видны буквально в каждой строчке, рассказывает ли Евгений Бутман о своем отношении к топ-менеджеру Apple или к менталитету норвежцев.

Честно признаюсь, откровенность и честность не только с читателем, но и в первую очередь с самим собой, меня больше всего подкупили в этой книге. После ее прочтения, может даже возникнуть чувство, что вы знаете Евгения Бутмана давным-давно и очень хорошо. Знаете о том, как он решил из наемного менеджера стать предпринимателем: «Когда они мне рассказали эту историю, я долгое время пребывал в ступоре. И вдруг понял, что то, чем я занимаюсь, к бизнесу не имеет никакого отношения. Что настоящий бизнес, предпринимательство, инициатива — вот оно…»

Знаете его отношение к миру: «В той поездке я ощутил себя частью большого мира, почувствовал, что он не так велик, этот мир. Иногда все, что нужно сделать для достижения результата здесь и сейчас, — это купить билет, сесть на самолет, прилететь, обсудить, разобраться и договориться, и это обычная часть работы и жизни, не экзотика, не другая планета». Знаете еще множество тайн и подробностей.

Чем может быть полезна это книга? Уже с первых строк можно найти в ней множество практических советов. Вот только один из них: «Основная работа любого руководителя — принимать решения, обычно в условиях нехватки времени и недостатка информации. (…) для принятия важных и ключевых зачастую требуется мужество. Особенно если от этих решений зависит судьба людей и бизнеса. Можно со временем научиться принимать рутинные решения. Что называется, набить руку. Мужество «натренировать» гораздо сложнее».

Но если вы ожидаете от нее ответов на вопросы, как построить эффективный розничный бизнес в России, то вам придется их поискать. Глядя на заголовок «Ритейл от первого лица» я, честно говоря, ожидала больше информации про розницу, раскрытия секретов успеха re:Store или Lego, особенностей борьбы за место или долю рынка.

Возможно, это специфика моей деятельности — только в учебнике по торговле мне окажется достаточно ритейла. Все же остальные найдут в книге особенности работы в западных странах (в условиях сегодняшнего увлечения ритейлеров зарубежными рынками, это просто кладезь  информации про персонал, торговую недвижимость и пр.), варианты превращения слабых мест в новые источники прибыли (речь идет о коммерциализации сервиса, который предоставляли продавцы. Заметив, что они предлагают покупателям за дополнительную плату настройку гаджетов, ритейлер решил легализовать эти услуги) или же основные постулаты бизнеса: «Это правило ритейла — чем меньше в нем проявлений индивидуальности, чем больше роль процедур, тем лучше для бизнеса».

Бизнес Евгения Бутмана — еще один главный действующий герой книги. Он зарождается, болеет, борется с конкурентами, меняет основное направление, перестраивается. В 16 главе обязательно обратите внимание на графический подход к отражению стратегии. В трехмерной оси координат автор представил пути развития компании: интенсификация, девирсификация бизнеса и экспансия. В 22 главе можно поучиться умению не сдаваться в любых ситуациях: «Прошло немного времени и то же самое было проделано уже в СНГ. Нас довольно грубо и настойчиво выдавливали из этих стран. И нам пришлось уйти, бросив все, что мы там построили. Технология была та же — переговоры за спиной». А в шутке «Думаете, трудно убивать свои компании? Этому легко научиться, достаточно убить первую, самую любимую», можно почерпнуть немало сил.

Умению описать образ компании Apple — в красках, живо, с примерами — позавидуют даже профессиональные писатели. Мне показалось, что чувством любви к Apple, пронизана вся книга. Но это та любовь, которая разрушает и заставляет отодвигать свои запросы и желания на дальний план, которая заставляет бороться, но и уничтожать созданное тобой, для того, чтобы двигаться вперед. Тон книги к концу все грустнее —  Евгений Бутман расставался с брендом — но в то же время он жестче и честнее.
Что делать, когда ты понимаешь, что твоя сила невыгодна тому, благодаря кому ты ее приобрел? Думаю, что ответ каждому нужно искать в книге, а то мне и так очень тяжело остановиться и не рассказать про культуру Sony, важность фирменной розницы, способах «убийства» конкурентов и пр. А чем ближе был конец книги, тем чаще я оставляла на ее  страницах желтые закладочки. Ведь это книга не только про бизнес, Apple и Евгения Бутмана, но и про жизнь, людей, непростые решения и сложные поступки.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments