Max Mara Fashion Group — один из немногих модных конгломератов, оставшихся в руках семьи, его основавшей. Женскую одежду шила в конце XIX в. еще прабабушка основателя группы — Ангиле Марамотти, выпустившего первую коллекцию MaxMara в 1951 г. Сейчас компанией управляют два его сына — глава компании Луиджи и исполнительный директор Игнасио, дочь Людовика — член совета директоров. Луиджи — внешне типичный итальянец, элегантный и артистичный, — совсем не по-итальянски сдержан. От него не добьешься данных о финансовых показателях и инвестициях — он с удовлетворением признается, что статус частной компании позволяет Max Mara быть публичной не больше, чем хочется. Зато семейная компания, к тому же почти не имеющая долговой нагрузки, может строить планы на будущее без оглядки на прогнозы консультантов, добавляет он. Эксперты в лице компании Bain & Co обещают рынку предметов роскоши в 2009 г. падение продаж минимум на 10% до $201 млрд. Есть и первые жертвы: немецкий дом Escada на прошлой неделе объявил о грядущем банкротстве. Луиджи Марамотти рассказал «Ведомостям», чем грозит стагнация рынка компании Max Mara.
— Почему в кризис в России открываются новые бутики Max Mara? Например, в ГУМе появился первый в стране монобрендовый магазин марки SportMax.
— Кризис — это не всегда негативное явление, он не должен пугать. Max Mara существует с 1951 г., и, хотя сейчас у нас свыше 5000 сотрудников и мы работаем более чем в 100 странах мира, мы продолжаем оставаться семейной компанией и руководствоваться своим пониманием ситуации, а не сиюминутной конъюнктурой. Наша марка SportMax возникла из идеи создания линии одежды для молодежи — модной и легкой. Но при этом мы большое внимание уделяли крою и качеству использованных материалов. Достигнутый результат позволяет нам не очень переживать из-за кризиса. В этом году Max Mara открыла свой самый большой магазин — площадью 2000 кв. м в Милане. Мы считаем, что важно верить в рынок даже в самые сложные для него моменты. Не надо забывать, что именно в кризис появляются самые креативные идеи. Например, революционный стиль Chanel возник после Первой мировой войны.
— Меняется ли мода от Max Mara под влиянием мировой рецессии?
— Мы всегда делали хорошо продуманный продукт и никогда не просили за него цену, несоизмеримую с его качеством. Продукты, которые мы делаем, — это вещи, с которыми можно жить, а не просто призванные поражать воображение. Так что нам не надо ничего менять.
— Кто открывает бутики марок Max Mara в России?
— В России у нас много партнеров, около 15 компаний, крупнейший — Bosco, с которой мы работаем уже 15 лет, и еще около 100 клиентов — частных предпринимателей. Франчайзинг не влияет на качество наших товаров и услуг.
— Инвестирует сама компания в российские проекты?
— Да, но основные затраты несут партнеры, а мы им помогаем. Размер собственных инвестиций раскрыть не можем.
— Планирует ли Max Mara открывать магазины под своим прямым управлением?
— Мы уже открыли здесь филиал, в котором работает более 20 человек. Цель — внедрять ноу-хау группы в управление точками продаж. Формула инвестиций — кто и как будет вкладывать деньги — для нас не главное. В некоторых странах мы представлены как СП, в некоторых работаем напрямую, в некоторых у нас есть партнеры. В России, например, несмотря на наличие партнеров, вкладываем свои средства, к примеру, в SportMax.
— Каков объем российского бизнеса в общих объемах продаж Max Mara?
— Смотря с чем сравнивать. Я только что вернулся из Токио, где у нас около 100 магазинов и около 1000 сотрудников. В России у группы Max Mara примерно 80 монобрендовых магазинов наших марок — Penny Black, Marina Rinaldi, MaxMarа, Marella и т. д. В 2009 г. откроются магазины Marina Rinaldi в Екатеринбурге и Омске, Marella — в Уфе и Краснодаре, а также Penny Black — в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Несмотря на кризис, мы усилим свое присутствие на рынке.
— Все эти магазины франчайзинговые?
— Да.
— Видите ли вы сейчас тенденцию смещения спроса в сторону более демократичных брендов? Может быть, вы сами делаете акцент на развитие более демократичных марок?
— Кризис повлиял на поведение потребителей. Они стали разборчивее и отдают предпочтение товарам, у которых соотношение цена — качество оптимально. Путь познания качества — это дорога в одну сторону, вернуться нельзя. Если вы однажды носили одежду хорошего качества, вы потом не наденете полиэстр и не станете притворяться перед самим собой, что не видите разницы. Если у вас финансовые сложности, вы, скорее всего, купите одну вещь хорошего качества, чем две вещи низкого качества. Нельзя отказаться от привычки к хорошему.
— Но от того, что люди покупают качественные товары реже, не происходит ли снижения продаж у Max Mara?
— Я бы не сказал. Наблюдавшееся во всем мире весной снижение покупательской активности в сегменте премиум-продукции в основном касается аксессуаров — сумочек и т. д. Думаю, это было связано с психологическим шоком от неуверенности в будущем. Нужно дать людям время перестроиться.
— В этом году Max Mara прогнозирует увеличение или снижение объема продаж?
— В 2009 г. планируем сохранить товарооборот на уровне 2008 г. Но товарооборот — это не самое главное. Главное, чтобы наше предприятие оставалось финансово здоровым и у него не было больших долгов.
— Ваша семья входит в число совладельцев очень крупных итальянских банков. Облегчает ли это получение кредитов группой Max Mara?
— Нет. Чаще наша компания одалживает деньги банкам. У нас вообще нет долга перед нашими банками.
— То есть Max Mara удается развиваться только на собственные средства?
— Мы всегда старались пускать в оборот всю прибыль, мы постоянно реинвестировали. Такова наша стратегия.
— Не было ли желания привлечь инвестора в капитал компании?
— Никогда. Мир моды требует дальновидности, а многие финансовые инвесторы привыкли видеть быстрый результат от своих инвестиций. Наши стратегии получения прибыли несовместимы.
— Какой бизнес приносит семье больше денег — модный или банковский?
— Зависит от периода. Никогда нельзя судить об инвестиции за короткое время. Бывают периоды, когда модный бизнес приносит очень большую прибыль, а бывает, что он требует значительных инвестиций. И то же самое происходит и с банковским бизнесом. Очень надеюсь, что это не будет происходить одновременно.
— Как строится управление компанией? Ключевые посты в компании занимают члены семьи?
— Когда я говорю, что компания семейная, я имею в виду только собственность. Конечно, компания управляется не только членами семьи.
— Правда ли, что часть изделий Max Mara производится на украинской фабрике компании «Глория джинс»?
— Коллекции марки MaxMara отшиваются только в Италии. Некоторые марки группы делаются в других странах. К вопросу «где произведено?» нужно подходить вдумчиво. То, что написано на этикетке изделия, отражает только один из 50 этапов его производства, включающих появление идеи, зарождение коллекции, ее непосредственный пошив. Почти все ткани, из которых шьются наши коллекции, разработаны и произведены в Италии. Многие ткани мы производим сами, но это, конечно, на этикетке не написано. Я понимаю, что в будущем поддерживать работоспособность итальянских фабрик будет сложно. И дело не в затратах, а в кадрах. В западных странах появляются поколения, не испытывающие склонности к работе руками, что неизбежно повлияет на качество. Для 18-летней итальянки работа на фабрике не является жизненной установкой. Но это не трагедия, это жизнь.
— Задумывается ли сейчас Max Mara о путях решения этой проблемы?
— Да. У нас есть образовательные учреждения, которые готовят совместно со школами технических работников для наших фабрик в возрасте 14-18 лет. Кроме того, для меня креативность и качество не имеют национальности. У нас в компании много творческой молодежи из разных стран — японцев, корейцев, американцев.
— Нет ли у Max Mara планов разместить производство в России?
— Сейчас нет, но я ничего не исключаю. Мы всегда стремимся к качеству. В нашем главном офисе есть две женщины — технических специалиста из России, и мы ими очень довольны.
— Незадолго до нашего интервью вы совершили прогулку по московским бутикам конкурентов. Каковы впечатления?
— В целом их уровень достаточно высокий. Я не был в России несколько лет и отметил, что за этот период город успел фантастически развиться. Здесь даже атмосфера наполнена энергией. А что касается шопинга, он в Москве не отличается от шопинга в Париже или Нью-Йорке.
— Как различаются вкусы российских и европейских потребителей?
— Мне много лет рассказывали, что в России отдают предпочтение более ярким продуктам, чем в Европе. Сейчас я вижу, что это не совсем так. Здесь представлена мода на любой вкус. По-моему, больше нет некоего одного типа русской женщины, как нет типичной итальянки или француженки. Одинаковые типы женщин можно найти по всему миру. При этом одна и та же женщина в течение дня меняет образ. Днем она бизнес-леди, вечером сексуально привлекательная особа, в уикенд — романтичная дама.
— Можно ли ждать, что Max Mara создаст СП в России?
— Все возможно, мы не против этой идеи. Ее воплощение зависит от возможностей, которые нам предоставит рынок. С уверенностью могу сказать, что он стабилен и мы хотели бы остаться здесь на долгие годы.
Как создается мода
Max Mara привлекает к разработке коллекций разных дизайнеров. Луиджи Марамотти говорит, что в год компания выпускает более 20 коллекций и над каждой трудится своя команда менеджеров, координаторов по производству, дизайнеров, а также внешние консультанты: «Я, конечно, не утверждаю каждую модель, но часто вмешиваюсь в работу групп, провожу с ними по полдня, смотрю их проекты. Но 60% времени я все же провожу не с людьми, а с продуктом — тканями и моделями».
Биография
Родился в 1957 г. в городе Реджо-Эмилия. Получил степень бакалавра по экономике, а затем диплом по деловому администрированию Университета Пармы
1981 — начал работу в Max Mara в должности директора по маркетингу
1989 — занял пост исполнительного директора Max Mara
2005 — занял пост председателя совета директоров Max Mara после смерти своего отца Ангиле Марамотти – основателя компании, который долгие годы возглавлял совет директоров Max Mara
«Чаще Max Mara одалживает деньги банкам. У компании вообще нет долга перед нашими банками»
Справка:
Max Mara Fashion Group
итальянский модный дом
Группа включает 27 компаний, их общий оборот в 2008 г. – 1,27 млрд. Прибыль не раскрывают.
Принадлежит семье Марамотти. Марамотти также контролируют банк Credito Emiliano (входит в число 15 крупнейших банков Италии) и являются акционерами банка Unicredito Italiano (входит в число пяти крупнейших банков в Европе).
Под принадлежащими группе 37 брендами (в том числе Marella, Marina Rinaldi, SportMax, Max & Co, MaxMara, Penny Black и др.) работает 2200 монобрендовых и 10 000 мультибрендовых бутиков (включая франчайзинг).